10 сентября 2020 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан
На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).
По итогам проведенного аудита отмечается, что из запланированных 47 проектов ГЧП, за период с 2017 по 2019 годы реализовывались (заключены договора о ГЧП) всего 14 проектов или 29,8%, в том числе по отраслям экономики: образование – 7 проектов, здравоохранение и социальные услуги – 3 проекта, транспорт и инфраструктура – 2 проекта, информация и связь – 1 проект, культура и спорт – 1 проект.
В тоже время анализ проектов ГЧП показал, что в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не реализовано ни одного проекта ГЧП, что не соответствует основным задачам Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве».
Общая стоимость реализуемых 14 проектов составила 49 256 173,7 тыс. тенге, из которых объем привлеченных инвестиций составил 29 799 965,0 тыс. тенге или 60,5%, которая (инвестиции) имеет тенденцию к снижению, в том числе из-за расторжения заключенных договоров ГЧП.
Также установлена тенденция спада реализуемых проектов ГЧП по сравнению с 2017 годом. Если в 2017 году были реализованы 7 проектов (6 проектов с государственной инициативой и 1 частная финансовая инициатива) на общую сумму 32 176 999,0 тыс. тенге, то в 2019 году всего реализовано 4 проекта (1 проект с государственной инициативой и 3 частная финансовая инициатива) на общую сумму 9 908 647,0 тыс. тенге. Аналогично, в 2018 году реализовано 3 проекта (все 3 с частной финансовой инициативой) на общую сумму 7 170 527,7 тыс. тенге.
Так, причиной отрицательной динамики является недостаточное качество планирования проектов ГЧП со стороны администраторов бюджетных программ.
Вместе с тем, данное снижение по нашей оценке также (количество заключенных договоров), связано с изменением показателя (индикатора) в Программе развития территории города Нур-Султан на 2016-2020 годы (далее – ПРТ) «Доля проектов, не требующих государственных обязательств по проектам ГЧП местных исполнительных органов, от общего количества реализуемых проектов в рамках ГЧП» введенным в октябре 2019 года, вместо индикатора «Количество проектов ГЧП, получивших положительные заключения и объявление конкурса по ним».
Проведенный аудит свидетельствует, что несмотря на заключенные договора по проектам ГЧП дальнейшая их реализация не всегда бывает успешной, что в свою очередь фактически искажает достижение соответствующих индикаторов ПРТ и указывает на отсутствие должного уровня планирования, контроля, мониторинга, ответственности администраторов бюджетных программ и слабое экспертное сопровождение которые негативно отражаются на эффективности реализации проектов ГЧП.
Кроме того, отмечается и положительная динамика в части принятия государственных обязательств по проектам ГЧП. Так, если в 2017 году договорами ГЧП по всем 7 проектам были приняты обязательства на сумму 32 176 999,0 тыс. тенге, то в 2018 году обязательства приняты только на 5 286 195,0 тыс. тенге по 2-м из 3-х проектов. В 2019 году по всем заключенным 4 договорам ГЧП государственные обязательства не принимались, что свидетельствует о снижении нагрузки на местный бюджет.
В рамках аудита проектов ГЧП установлены отдельные несоответствия и нарушения правовых условий ГЧП, способов его осуществления, процессов подготовки и реализации, исполнения договоров, отчетности и других вопросов, возникающих на различных этапах ГЧП, требующих внимания при принятии последующих решений по проектам ГЧП.
Реализация проектов ГЧП частными партнерами с наличием только от 1-10 % собственных средств в 2017-2018 годах от стоимости проекта, приводит к рискам потери финансовой устойчивости частных партнеров, и ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет в виде выплаты процентов по банковским займам частных партнеров.
Материалы государственного аудита свидетельствуют, что на разработку 11 проектно-сметных и технических документации по строительству детских садов из местного бюджета затрачено 312 063,9 тыс. тенге, из которых по 9 проектно-сметным документациям на общую сумму 259 165,2 тыс. тенге строительство еще не начато, при этом на проекты имеются положительные заключения государственной вневедомственной экспертизы от 2014-2015 годов. В связи, с чем в настоящее время проектно-сметные и технические документации устарели.
Таким образом, 259 165,2 тыс. тенге, затраченные на разработку 9 проектно-сметных и технических документации по строительству детских садов использованы неэффективно.
О неэффективном планировании и использовании бюджетных средств свидетельствуют также и не реализация 4 проектов Управлением общественного здравоохранения, на разработку конкурсных документаций и консультативных сопровождений которых затрачено 42 280,0 тыс. тенге.
В настоящее время одним из актуальных проектов ГЧП, затрагивающим автолюбителей столицы является проект по реализации платных парковочных мест.
В связи с непринятием документа о внесении изменения в постановление акимата города Астаны от 22 июня 2017 года №108-1325 «Об определении мест, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств в столице», взимается оплата по парковочным местам не включенным в данное постановление. Кроме того, отмечается слабая работа по оповещению населения по парковочным местам функционирующих в тестовом режиме, по которым оплата не должна взиматься.
В целях обеспечения развития спорта среди людей с ограниченными физическими возможностями с 2019 года реализуется проект ГЧП по развитию спорта среди людей с ограниченными физическими возможностями в Паралимпийском тренировочном центре и Ледовой арене «Тарлан».
Анализ посещаемости указанных спортивных объектов за 2019 год людьми с ограниченными физическими возможностями, которые посещают данные спортивные комплексы на безвозмездной основе, показывает о не достаточной загрузке данных объектов ГЧП по сравнению с паспортной пропускной способностью, отчасти связанной с отсутствием на официальном интернет-ресурсе соответствующей информации, а также не достаточно активной работой государственных партнеров в лице соответствующих управлений Акимата г. Нур-Султан.
В целом по результатам государственного аудита установлено неэффективное планирование и использование бюджетных средств на общую сумму 42 280,0 тыс. тенге, 58 процедурных нарушений и 14 недостатков.
Один материал государственного аудита рекомендован к передаче для принятия процессуального решения в правоохранительные органы.
По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.