Итоги государственного аудита эффективности управления коммунальным имуществом, а также активами АО «Социально-предпринимательская корпорация «Аstana»

11 марта 2020 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.

На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности управления коммунальным имуществом, а также активами АО «Социально-предпринимательская корпорация «Аstana» (далее – АО «СПК «Аstana»).

По итогам проведенного государственного аудита выявлены факты отклонений при совершении объектами аудита финансовых и хозяйственных операции в сфере бюджета, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, трудового законодательства, несоблюдение положении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций и других нормативных и правовых актов.

Аудитом отмечается, что в целом финансовая деятельность субъектов квазигосударственного сектора столицы обусловлена отрицательными показателями. Так в 2016 году получен убыток в размере (–) 21 324 387,0 тыс. тенге (прибыль 2 804,4 тыс. тенге), в 2017 году (–) 20 933 509,0 тыс. тенге (прибыль 2 630,6 тыс. тенге), в 2018 году (–) 24 160 866,5 тыс. тенге (прибыль 5 081,2 тыс. тенге)

Проведенный аудит свидетельствует об отсутствии надлежащего анализа со стороны Управления активов и государственных закупок города Нур-Султан по сведениям предоставляемым субъектами квазигосударственного сектора, что повлекло за собой отсутствие объективной и точной информации о финансово-хозяйственной деятельности и иных показателях, предусмотренных для коммунальных юридических лиц.

Ежегодно многими коммунальными юридическими лицами столицы не представляются планы развития и отчеты по их исполнению, так только планы развития не представлены в 2017 году - 20 организациями из 210, в 2018 году - 21 из 212, в 2019 году – 35 из 203, что свидетельствует об их отсутствии и (или) формальном подходе при их составлении, а также является следствием недостаточного контроля со стороны уполномоченных органов управления.

Отмечается отсутствие должного контроля со стороны местных исполнительных органов за принятием решений по отчислению дивидендов коммунальными юридическими лицами, а также за их исполнением, что негативно влияет на поступление средств в местный бюджет.

Многие объекты, подлежащие приватизации передаются акиматом города Нур-Султан в АО «СПК «Аstana», при этом размеры выплаченных дивидендов АО «СПК «Аstana» несоизмеримо малы по сравнению, с доходами, полученными им от продажи активов и долей в уставном капитале юридических лиц в соответствии с Комплексным планом приватизации.

В этой связи, по оценке Ревизионной комиссии реализация активов и доли в уставном капитале юридических лиц акиматом столицы самостоятельно позволила бы значительно увеличить поступления в местный бюджет.

Кроме того, отмечается отсутствие у акимата города Нур-Султан четких, единых, долгосрочных планов по развитию коммунальных юридических лиц, о чем свидетельствуют неоднократные изменения Перечня объектов приватизации, не соответствующий уровень качества подготовки решений местных исполнительных органов столицы по управлению коммунальными юридическими лицами, в том числе при передаче в ведение АО «СПК «Аstana» 22 предприятий (постановление акимата города Астаны от 6 ноября 2018 года №501-1806 «Об увеличении размера уставного капитала акционерного общества «Социально-предпринимательская корпорация «Astana»).

В результате чего решение акимата о передаче коммунальных юридических лиц в ведение АО «СПК «Аstana» неоднократно изменялось и по настоящее время в целом не исполнено. При этом, акиматом столицы АО «СПК «Аstana» передавались как проблемные (убыточные), так и прибыльные предприятия, а также ни по одному из переданных активов нет планов их оздоровления (реабилитации), что не соответствует Концепции развития социально-предпринимательских корпораций (утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382), предусматривающей, что СПК будут поэтапно переданы все государственные активы, деятельность которых носит коммерчески ориентированный характер, для последующей реабилитации (оздоровления), реструктуризации и развития на их основе новых конкурентоспособных производств. При этом, в СПК будут переданы лишь те проблемные активы, по которым имеются планы (программы) оздоровления и финансирования.

Аудитом отмечается не эффективность реализации АО «Социально-предпринимательская корпорация «Аstana» приоритетных направлений деятельности, предусмотренных Концепцией развития СПК и Стратегией развития АО «СПК «Аstana», в связи с не достижением большинства показателей.

Так, проведенный анализ достижения ключевых показателей деятельности (далее – КПД) в соответствии с целями и направлениями деятельности АО «СПК «Аstana» показал, что из запланированных 17 ключевых показателей:

в 2014 году достигнуты 5 показателей или 29,4%;

в 2015 году достигнуты 4 показателя или 23,5%;

в 2016 году достигнуты 5 показателей или 29,4%;

в 2017 году достигнуты 7 показателей, или 41,2%;

в 2018 году достигнуты 10 показателей, или 58,8%.

Указанные факты свидетельствуют о неэффективной деятельности АО «СПК «Аstana», его исполнительного органа и органа управления, а также отсутствии надлежащего мониторинга и контроля по исполнению Стратегии развития как основного стратегического документа со стороны единственного акционера – акимата столицы.

Значительным недостатком отмечается то, что после утраты силы Стратегии развития АО «СПК «Аstana» с декабря 2018 года по настоящее время отсутствует стратегический документ, определяющий долгосрочные перспективы, основные приоритеты, цели, задачи и показатели его развития.

АО «СПК «Аstana» не реализованы задачи, возложенные на АО «СПК «Аstana» согласно Концепции развития социально-предпринимательских корпораций, такие как создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств и др.

Отмечается низкий уровень результативности реализации АО «СПК «Аstana» инвестиционных проектов (из поступивших 225 заявок от потенциальных инвесторов, которые 100%-но одобрены, реализованы лишь 19 проектов или 8,4%, реализуются 94 или 41,8%, не реализованы 112 или 49,8%).

Большинство реализуемых проектов не являются инновационными, не связаны с созданием новых и модернизацией существующих конкурентоспособных производств, фактически участие АО «СПК «Аstana» в большинстве проектов заключается в предоставлении земельных участков в рамках совместной деятельности под строительство многоквартирных жилых комплексов, что по мнению аудита не отвечает целям и задачам АО «СПК «Аstana» согласно Концепции развития социально-предпринимательских корпораций, а также создает более благоприятные условия для получения земельных участков отдельным застройщикам.

АО «СПК «Аstana» не в полной мере реализуются виды деятельности согласно Уставу, отдельные виды деятельности осуществляются дочерними организациями, имеются факты дублирования функций АО «СПК «Аstana» и его дочерних организаций. Также установлены факты осуществления неуставной деятельности (предоставление в аренду помещений, в том числе коммунальной собственности), приобретения дорогостоящих непрофильных активов (снегоплавильные установки).

Таким образом, цель АО «СПК «Аstana», определённая Стратегией вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, как получение прибыли от производства и продажи товаров и услуг не была реализована в полной мере.

Основным источником доходов всех объектов, охваченных аудитом, является предоставление услуг местным исполнительным органам, а также средства и активы переданные через пополнение уставного капитала.

Так, АО «СПК «Аstana» получает основные доходы от оказания услуг по договорам, заключенным с местными исполнительными органами, а также от реализации переданных государственных активов. Аналогично ТОО «Астана-Зеленстрой» и ТОО «Астана Тазалық» осуществляют деятельность по содержанию объектов зеленых насаждений и обеспечению санитарного состояния столицы в рамках заключаемых договоров по оказанию соответствующих услуг с акиматами районов.

При заключении договоров государственного заказа со структурными подразделениями акимата города Нур-Султан АО «СПК «Аstana» не учитывается коммерческий интерес от их реализации, так как не определяется фактическая себестоимость предоставляемых услуг. АО «СПК «Аstana» не принимаются меры к поставщикам, не исполнившим договорные обязательства, что в свою очередь приводит к упущенной выгоде со стороны АО «СПК «Аstana».

По итогам аудита также отмечаются недостатки в деятельности Службы внутреннего аудита АО «СПК «Аstana». Так, не обеспечено вынесение отчетов по проведенным аудитам и результатам деятельности Службы внутреннего аудита АО «СПК «Аstana» за 2019 год на утверждение совета директоров.

Не в полном объеме исполняются рекомендации Службы внутреннего аудита АО «СПК «Аstana», что свидетельствует о недостаточном уровне контроля деятельности Службы внутреннего аудита со стороны совета директоров.

Также отмечаются существенные недостатки корпоративного управления АО «СПК «Аstana», в том числе в части не обеспечения оценки эффективности корпоративного управления АО «СПК «Аstana», оценки деятельности его Совета директоров и Правления, не обеспечения создания и функционирования комитетов Совета директоров, систем управлении рисками и устойчивого развития, а также ненадлежащем контроле за исполнением решений, принятых Советом директоров.

Установлены недостатки управления дочерними и зависимыми организациями. За весь период аудита АО «СПК «Аstana» не разрабатывались и не утверждались какие-либо документы стратегического развития дочерних и зависимых организаций, определяющие основные направления их деятельности, в том числе ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности. Более того, АО «СПК «Аstana» не доведены количественно измеримые ключевые показатели, характеризующие деятельность дочерних и зависимых организаций по выполнению целей и задач, показателей результативности, отраженные в Меморандуме о достижении индикаторов эффективности.

Решения органа управления АО «СПК «Аstana» об освобождении от уплаты дивидендов дочерними организациями, влияют на интересы Единственного акционера в лице акимата столицы и в результате приводят к соответствующим экономическим потерям местного бюджета, учитывая, что в отдельных случаях дочерними организациями АО «СПК «Аstana» оставленная чистая прибыль направляется не на их развитие, а на текущие расходы, что противоречит соответствующим решениям Совета директоров АО «СПК «Аstana».

Многие решения принимаются АО «СПК «Аstana» на основании протокольных и иных поручений местных исполнительных органов, в том числе влекущие финансовые риски, экономические потери, а также не связанные с его деятельностью (предоставление гарантии по исполнению обязательств ТОО «Шар-Курылыс» повлекший арест счетов АО «СПК «Аstana» и  др.).

При размещении свободных денежных средств на депозитах в банках второго уровня, АО «СПК «Аstana» систематически не соблюдаются нормы постановления Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2004 года №960 АО «СПК «Аstana» принимаются (принимались) решения о размещении свободных денежных средств на депозитах в банках при низком уровне детальной оценки деятельности банковской системы.

В результате чего повышаются риски необеспечения возврата денежных средств и вознаграждений, при размещении свободных денежных средств на депозитах в банках второго уровня.

Выявленные по итогам аудита существенные нарушения и недостатки в деятельности АО «СПК «Аstana» свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за его деятельностью со стороны местных исполнительных органов, являющихся его единственным акционером.

В охваченных аудитом юридических лицах установлены многочисленные нарушения законодательства, в том числе имеющие признаки хищений (установленных, в том числе СВА и объектами аудита при проведении инвентаризации), отсутствие приема-передачи дел, документации при смене ответственных лиц, принятие или непринятие соответствующих управленческих решений повлекших неэффективное использования активов, упущенную выгоду, экономические потери.

К примеру числящиеся на балансе ТОО «Астана Тазалык» передвижные снегоплавильные установки в количестве 3-х единиц первоначальной стоимостью 867 500,7 тыс.тенге и остаточной стоимостью 783 722,4 тыс.тенге, в производственной деятельности фактически не используются, что приводит к их не эффективному использованию и экономическим потерям, связанным с начислением на указанные активы амортизации.

В целом по итогам аудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 4 669 325,8 тыс. тенге (из них: 4 613 225,0 тыс. тенге – к восстановлению; 56 100,8 тыс.тенге – к возмещению), неэффективное использование бюджетных средств и активов субъектов квазигосударственного сектора на сумму 1 929 999,7 тыс. тенге, а также 228 процедурных нарушений и 111 недостатков в деятельности объекта аудита.

В ходе государственного аудита Ревизионной комиссией материалы аудита направлены для принятия административных мер в Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султан по 6 фактам в сфере нарушения законодательства о государственных закупках, 2 фактам в сфере нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и по 1 факту за не достижение результатов бюджетных инвестиций посредством участия государства в их уставном капитале, предусмотренных в финансово-экономическом обосновании, составлен административный протокол (уплаченный административный штраф составил 530,2 тыс. тенге).

По материалам аудита в ТОО «Көкөніс қоймасы» по фактам сокрытия бухгалтерского учета и уклонения от ведения бухгалтерского учета, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния Департаментом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по городу Нур-Султан возбуждено уголовное дело по подпунктам 1) и 2) части 3 статьи 189 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Для минимизации установленных недостатков и нарушений Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации, которые направлены объектам аудита для рассмотрения и исполнения.