Профилактика выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан, в том числе коррупционных проявлений

Законодательством о государственном аудите и финансовом контроле определены основные направления деятельности Ревизионной комиссии, порядок проведения аудиторских мероприятий, а также ответственность за нарушения действующего законодательства.

Так, одним из основных направлений деятельности Ревизионной комиссии является проведение государственного аудита, по итогам которого выявляются нарушения и недостатки.

Другим направлением органов государственного аудита является устранение выявленных нарушений путем применения мер реагирования финансового контроля в соответствии со статьей 5 Закона.   

Одной из таких мер является привлечение к административной ответственности.

Так, за отчетный период 2022 года по выявленным Ревизионной комиссией нарушениям к административной ответственности привлечено 136 лица с наложением штрафов на общую сумму 16,4 млн. тенге, из них:

- 87 должностных лиц на сумму 11,1 млн. тенге;

- 48 юридических лиц на сумму 2,3 млн. тенге.

Наиболее часто допускаемыми объектами аудита нарушениями в сфере государственных закупок являются нарушения в виде: не обращения либо несвоевременного обращения с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок, не обоснованного заключения договора способом из одного источника, ведение и уклонение от ведения бухгалтерского учета в нарушение установленного законодательства, искажение финансовой отчетности, нарушение в сфере архитектурной градостроительной деятельности.

Вместе с тем, наряду с административной ответственностью, за допущенные нарушения, выявленные по итогам аудиторских мероприятий за период 2022 года, к различным видам дисциплинарной ответственности привлечено 77 должностных лица.

Результаты аудиторской деятельности в целом свидетельствуют о росте количества нарушений законодательства, допускаемых объектами аудита, что в свою очередь говорит о низкой финансовой дисциплине.

Как правило, основной причиной допускаемых нарушений является низкий или недостаточный уровень квалификации работников финансовых служб объектов аудита.

По оценке Ревизионной комиссии, помимо проблем в части результативного повышения квалификации работников, не на должном уровне поставлена работа по их обеспечению надежными справочно-правовыми ресурсами и источниками информации, применение которых позволит сократить нарушения норм законодательства.

При этом, нужно отметить, что деятельность Ревизионной комиссии направлена не только на выявление нарушений и недостатков, но и на определение путей их решения.

Так, в целях повышения эффективности деятельности объектов государственного аудита и усиления их финансовой дисциплины Ревизионной комиссией выносятся предписания, содержащие соответствующие поручения и рекомендации.

Также в целях гласности и прозрачности деятельности Ревизионной комиссии, а также для профилактики финансовых нарушений на постоянной основе на сайте публикуются итоги проведенных аудиторских мероприятий.

Кроме того, Ревизионной комиссией в связи с наличием признаков состава уголовного правонарушения в правоохранительные органы для рассмотрения по существу направлено 12 материалов аудита.

При этом, в большинстве случаев основанием для направления материалов в правоохранительные органы послужили установленные факты оплаты без достоверного подтверждения выполненных объемов работ и оказанных услуг, факту закупа медицинских изделий по завышенным ценам, факты проведения оплаты работ по завышенным ценам, утвержденной проектно-сметной документации.