Итоги аудита эффективности управления активами государства, проведенного в АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Astana»
Государственным аудитом охвачены АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Astana» и 2 его подведомственные организации (ТОО «Коммунальный рынок «Шапагат», ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Астана Агро») в период деятельности с 1 января 2015 года по 31 марта 2017 года, с охватом активов квазигосударственного сектора в общей сумме 2,4 млрд. тенге.
АО «СПК Астана» является национальной компанией, основными задачами которой являются:
1) развитие предпринимательской деятельности и повышение инвестиционной привлекательности отечественных товаропроизводителей;
2) обеспечение продовольственной безопасности;
3) поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и т.д.
На сегодняшний день, в структуру АО «СПК Астана» входят 7 дочерних и 9 зависимых компаний.
Перечень дочерних и зависимых организаций Общества
№п/п |
Действующая структура группы Компании |
Доля участия СПК (%) |
дочерние организации |
||
1 |
ТОО «Целинсельмаш Астана» |
100 |
2 |
ТОО «Сапаржай Астана» |
100 |
3 |
ТОО «Коммунальный рынок «Шапагат» |
100 |
4 |
ТОО «Сарыарка Агро» |
100 |
5 |
ТОО «ТЛЦ «Саяхат-Астана» |
100 |
6 |
ТОО «Көкөніс қоймасы» |
100 |
7 |
ТОО «Astana ПродГрупп» |
100 |
зависимые |
||
8 |
ТОО «Машстрой СП» |
49 |
9 |
ТОО «Astana Energy Managment» |
40 |
10 |
ТОО «Ретайл Инвестмент Астана» |
10 |
11 |
ТОО «RBS Technologies» |
49 |
12 |
ТОО «Агростар КZ» |
49 |
13 |
ТОО «KAZPOL RAILWAY ENGINEERING» |
9 |
14 |
ТОО «Астана 2017 KZ» |
10 |
15 |
ТОО «Индустриальный комбинат социального питания «Астау» |
30 |
16 |
ТОО «City Box» |
9 |
внучатые организации |
||
17 |
ТОО «СЗЦ «Астана Агро» |
через ТОО «ЦСМ Астана» 95% и ТОО «Көкөніс қоймасы» 5% |
18 |
ТОО «Казахстанско-чешский технологический центр» |
Через ТОО «ЦСМ Астана» 16,5% |
Государственным аудитом отмечается, что деятельность АО «СПК Астана» и его дочерних организаций не охватывает в полном объеме задачи, предусмотренные Стратегией развития АО «СПК Астана».
Основные виды деятельности большинства дочерних и зависимых компаний заключаются в предоставлении в аренду (субаренду) торговых площадей и недвижимости, хранении сельхозпродукции, организации и проведение ярмарок для сельхозтоваропроизводителей, реализации продукции стабфонда и т.д.
Кроме того, итоги государственного аудита показали неэффективность корпоративного управления АО «СПК Астана» в отношении дочерних предприятий.
Так, анализ деятельности зависимых организаций показал, что из 9 лишь 3 организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, т.е. оставшиеся 6 компаний фактически не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность с момента их создания.
При этом, деятельность функционирующих зависимых организаций является убыточной и в основном ограничивается сдачей в операционную аренду движимого и недвижимого имущества.
Аналогичная ситуация и по дочерним компаниям, из которых лишь по 3 организациям по итогам 2015 года получены дивиденды от доли участия.
В свою очередь, итоги 2016 года показали, что из группы компаний прибыльными являются 4 организации, при этом, по 3-м из них доходы снизились по отношению к уровню 2015 года.
Таким образом, участие АО «СПК Астана» в большинстве предприятий не приносит ожидаемых доходов, а их деятельность не направлена на достижение каких-либо результатов, что в итоге не отвечает целям Корпоративного управления.
Итоги деятельности самого АО «СПК Астана» также показали отдельные недостатки и упущения.
Плановые показатели финансово-хозяйственной деятельности имеют положительную динамику роста доходной части, увеличившись в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 42,5% или на 152,6 млн. тенге, соответственно, сумма прибыли возросла на 76,4%.
При этом, источником прироста дохода в основном является поступления от операционной аренды (в 3 раза или на 78,6 млн.) и доходы от выбытия активов на сумму 229 млн.тенге, которые фактически занимают удельный вес в структуре доходов (2015г. – 46,2%, 2016г. – 41,7%).
При этом, отмечается рост административных расходов АО «СПК Астана», который составил в 2016 году 41,1% в общем объеме расходов, что на 13,3% больше показателя 2015 года.
Рост расходов по заработной плате административного персонала АО «СПК Астана» составил 22,3% по сравнению с 2015 годом.
Одним из приоритетных направлений АО «СПК Астана» является формирование регионального стабилизационного фонда.
Вместе с тем, в Стратегии АО «СПК Астана» отсутствуют цели, индикаторы, ключевые показатели по реализации мероприятий, предусмотренных при формировании и использовании стабилизационного фонда.
Аудитом отмечается, что мероприятия по закупу и реализации продовольственных товаров не достигли желаемых результатов и не оказали значительного влияния на стабилизацию цен на рынке столицы, а большая часть закупленных продовольственных товаров списана в связи с их непригодностью.
Направлением деятельности АО «СПК Астана», связанным со стабилизацией цен на рынке, является использование имеющихся двух овощехранилищ общей емкостью 13 тонн, переданных АО «СПК Астана» в доверительное управление дочерним организациям.
Следует отметить, что приобретение и строительство указанных овощехранилищ обосновывалось их огромным дефицитом в Астане.
Вместе с тем, по информации Управления сельского хозяйства в столице имеется 18 овощехранилищ с общей проектной мощностью более 110 тыс. тонн, что в целом покрывает потребности столицы.
Как подтверждение указанного, числящееся на балансе АО «СПК Астана» овощехранилище на 8 000 тонн общей площадью 10 679,0 кв.м., используется полностью как складские помещения для хранения солнечных батарей (5 308,0 кв.м.), спецодежды (1 236,0 кв.м.), строительных материалов (238,0 кв.м.), мяса (272,5 кв.м.), под склад и офис по оказанию почтовых услуг (582,0 кв.м.) и т.п.
Практически аналогичная ситуация выглядит и по овощехранилищу на 5 000 тонн, где в холодильных камерах хранятся велосипеды, солнечные батареи, хотя сами установки находятся в рабочем состоянии.
В целом, по итогам аудита установлено финансовых нарушений на общую сумму 3,9 млрд.тенге, неэффективное использование активов государства на сумму 1,2 млрд.тенге, процедурных нарушений на сумму 3,4 млрд.тенге.
По итогам аудита Ревизионной комиссией даны соответствующие поручения и рекомендации по устранению и недопущению выявленных нарушений и недостатков.
Принятые меры:
1) Обществом возмещены затраты, понесенные ТОО «Коммунальный рынок «Шапагат», по командировочным расходам работников Общества, в сумме 3 229,8 тыс.тенге;
2) ТОО «Коммунальный рынок «Шапағат» в ходе государственного аудита в бухгалтерском учете восстановлены излишки на сумму 31,9 тыс.тенге;
3) ТОО «Коммунальный рынок «Шапағат» на основании актов приемки-долгосрочных активов перенесены в состав основных средств ТМЗ на общую сумму 461,1 тыс.тенге;
4) ТОО «Коммунальный рынок «Шапағат» согласно оборотно-сальдовым ведомостям за 2016-2017 годы приведена в соответствие стоимость переданного Овощехранилища на 5 000 тонн в общей сумме 1 248 273,7 тыс. тенге;
5) ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Астана Агро» в бухгалтерском учете восстановлена сумма необоснованно списанного резерва по счету 1290 в размере 20 188,4 тыс.тенге.
Выводы по итогам государственного аудита:
По итогам аудита отмечается увеличение доходности Общества, вместе с тем, имеются недостатки при управлении активами государства, реализации проектов, а также участии в дочерних и зависимых организациях.
- Деятельность Общества и его дочерних организаций направлена на реализацию только лишь отдельных задач, предусмотренных Стратегией развития Общества.
Деятельность дочерних организаций Общества не отвечает целям, обозначенным в Стратегии Общества, в отдельных случаях деятельность организации ограничивается лишь сдачей в операционную аренду движимого и недвижимого имущества.
- В Стратегии развития Общества отсутствуют цели, ключевые показатели и ожидаемые результаты по обеспечению продовольственной безопасности города Астаны.
- Низкий показатель эффективности деятельности Общества в рамках реализации мероприятий по увеличению инвестиций, так в 2015 году рентабельность, вложенных инвестиций составила 0,16% при плане 1,1% (неисполнение на 85,5%), в 2016 году – 0,278% при плане 1,11% (неисполнение на 74,9%).
При этом, реализация инвестиционных проектов Обществом производится в разрез установленным требованиям Правил рассмотрения и реализации инвестиционных проектов Общества, утвержденных решением Совета директоров Общества от 22 апреля 2016 года, а также без учета экономического эффекта.
Кроме того, Обществом не анализируются возможные риски при принятии решении о реализации отдельных инвестиционных проектов (к примеру, по проекту «Крытый водно-зеленый бульвар»).
- Доходы Общества имеют положительную динамику роста, вместе с тем, основная часть поступлений формируется за счет выбытия активов и предоставления имущества в аренду.
- Деятельность большинства дочерних и зависимых организаций Общества характеризуется низкой эффективностью и результативностью.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году прибыльными являются 4 организации из 7, однако полученная ими прибыль в сравнении с 2015 годом заметно снизилась.
Из 9 зависимых организаций лишь 3 организации или 33% осуществляют финансово-хозяйственную деятельность.
- Мероприятия по формированию стабфонда за предыдущие периоды не привели к ожидаемым результатам.
Несмотря на это, у Общества отсутствует четкий план мероприятий по формированию и реализации стабилизационного фонда столицы по дополнительно выделенным в 2017 году бюджетным средствам в размере 2 000,0 млн. тенге.
Имеющиеся на балансе Общества Овощехранилища не используются по целевому назначению в полном объеме.
- Установлены факты неэффективного использования Обществом, его дочерними и зависимыми организациями активов государства на общую сумму 1 215 720,5 тыс.тенге, что в итоге влияет на рентабельность их деятельности в целом.
- Отмечается недостаточный уровень ведения бухгалтерского учета в ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Астана-Агро» и ТОО «Коммунальный рынок «Шапағат».
Рекомендации по итогам государственного аудита:
- АО «НК «Социально-предпринимательская корпорация «Astana»:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) Инициировать включение в Стратегию развития Общества стратегических целей, ключевых показателей и ожидаемых результатов по обеспечению продовольственной безопасности города Астаны;
3) в срок до 1 августа 2017 года выработать действенный механизм формирования и реализации стабилизационного фонда столицы по выделенным бюджетным средствам в размере 2 000,0 млн. тенге для получения максимального эффекта;
4) в срок до 1 октября 2017 года внести изменения в Правила рассмотрения и реализации инвестиционных проектов Общества в части:
- усиления критериев приема, рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, направленных на достижение максимального социально-экономического эффекта для столицы;
- обеспечения прозрачности и гласности при выделении земельных участков для реализации инвестиционных проектов, в том числе путем информирования через средства массовой информации;
5) в срок до 1 октября 2017 года провести детальный анализ деятельности дочерних и зависимых организаций с целью выработки комплекса мер по повышению их рентабельности, эффективности и целевого использования имеющихся активов;
6) усилить контроль за обоснованностью предоставления финансовой помощи дочерним и зависимым организациям в соответствии с требованиями Правил предоставления временной финансовой помощи дочерним и зависимым организациям, с учетом принципа получения максимального социально-экономического эффекта.
- ТОО «Коммунальный рынок «Шапағат»:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) принять дополнительные меры по повышению эффективности использования имеющихся активов и усилению контроля за надлежащим ведением бухгалтерского учета.
- ТОО «Сервисно-заготовительный центр «Астана-Агро»:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) в срок до 1 октября 2017 года принять меры по:
- возмещению денежных средств в сумме 122,3 тыс.тенге и восстановлению средств в общей сумме 2 667 991,4 тыс.тенге;
3) принять дополнительные меры по повышению эффективности использования имеющихся активов и усилению контроля за надлежащим ведением бухгалтерского учета.