Итоги государственного аудита использования бюджетных средств, использования бюджетных средств, выделенных Управлению занятости, труда и социальной защиты (далее – Управление) и его подведомственным организациям по отдельным бюджетным программам
Аудитом установлено, что Управлением в полной мере реализуются мероприятия по социальной поддержке социально уязвимых слоев населения столицы в рамках предусмотренных законодательством направлений, функционирует сеть подведомственных организаций, оказывающих специальные социальные услуги.
Аудитом рассмотрен период с 1 января 2016 года по 31 марта 2017 года.
В рамках Программы занятости оказываются активные меры содействия занятости населению, что позволило снизить уровень безработицы, несмотря на рост общей численности населения и ее экономически активной группы.
Вместе с тем, отмечаются отдельные недостатки при реализации Управлением отдельных направлений социальной политики.
Так, при составлении бюджетных программ указываются некорректные показатели конечных результатов, а также допускаются завышения бюджетных ассигнований и недостаточно отработан механизм прогнозирования потребности объема социальной помощи при наличии разработанных ИПР. База данных АИС Е-собес по количеству оказанных услуг не соответствует фактическим показателям Управления, что не позволяет использовать программу в полном объеме. В связи с лимитом бюджета обеспечение нуждающихся отдельными видами социальной помощи осуществляется в не полном объеме, при этом, отмечена недостаточная работа Управления по уведомлению получателей услуг санаторно-курортного лечения, а также принятию мер, необходимых для получения социальных выплат на карточные счета.
Также аудитом отмечено снижение числа трудоустроенных граждан из числа зарегистрированных со статусом «безработного», отсутствие должного мониторинга по трудоустройству населения при реализации Программы ДКЗ 2020, отсутствие в социальных контрактах сведения о размерах и условиях оплаты труда работников.
Вместе с тем, установленная процедура регистрации и получение стутаса безработных, подтверждение граждан о необходимости их трудоустройства обязательным явочным способом, создают определенные неудобства для граждан и снижают привлекательность Центра занятости.
Несмотря на то, что отбор претендентов на участие в профессиональном обучении производился работодателями, в 2016 году 25% обученных на курсах безработных не трудоустроены по полученным специальностям.
Аудитом отмечается, отсутствие врачей узкой специализации в КГУ «Центр социального обслуживания «Камкор» (далее - Учреждение), что влияет на своевременность оказания необходимой медицинской помощи нуждающимся опекаемым.
Так, за 2016 год и 1 квартал т.г. из Учреждения выбыло 20 получателей услуг, из которых 16 человек или 80% выбыло по причине их смерти, из них по нозологии верхних дыхательных путей – умерло 10 человек или 62,5%.
В свою очередь, опекаемые прикреплены к Аккольской центральной районной больнице, где проводятся все необходимые обследования. Так, врач-терапевт приглашается из райбольницы по необходимости, в основном в выходные дни либо консультации проводятся по телефону. В основное время все опекаемые находятся под присмотром врача-психиатра.
В целом государственным аудитом, проведенным в пяти объектах, с охватом средств местного бюджета в сумме 6 341,2 млн. тенге, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 170,3 млн. тенге, из них подлежащих восстановлению 164,5 млн.тенге и возмещению 5,8 млн.тенге, неэффективное использование и планирования бюджетных средств на сумму 13,1 млн. тенге, а также 20 фактов процедурных нарушений на общую сумму 277,6 млн. тенге. В ходе государственного аудита восстановлено (возмещено) средств, в том числе выполнением работ, услуг на общую сумму 86,1 млн. тенге.
Принятые меры в ходе государственного аудита:
- КГУ «Центр социального обслуживания «Нурлы Журек»:
приняты на баланс основные средства на общую сумму 85 582,0 тыс.тенге;
поставщиками в доход местного бюджета выплачена неустойка в сумме 289,6 тыс.тенге (копии квитанций прилагаются);
- КГУ «Кризисный центр-приют для лиц, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия» насаждения в количестве 902 единиц на сумму 385,0 тыс.тенге отражены в бухгалтерском учете на счете 2620 «Биологические активы»;
- КГУ «Центр занятости населения акимата города Астаны»:
восстановлены средства на общую сумму 163,0 тыс.тенге;
планшеты стоимостью 306,0 тыс. тенге приведены в соответствие с технической спецификацией.
Выводы по итогам государственного аудита:
Управлением в полной мере реализуются мероприятия по социальной поддержке социально уязвимых слоев населения столицы в рамках предусмотренных законодательством направлений, функционирует сеть подведомственных организаций, оказывающих специальные социальные услуги.
В рамках Программы занятости оказываются активные меры содействия занятости населению, что позволило снизить уровень безработицы, несмотря на рост общей численности населения и ее экономически активной группы.
Вместе с тем, отмечаются отдельные недостатки при реализации Управлением некоторых направлений социальной политики:
- При составлении бюджетных программ указываются некорректные показатели конечных результатов, а также допускаются завышения бюджетных ассигнований.
- Недостаточно отработан механизм прогнозирования потребности объема социальной помощи при наличии разработанных ИПР.
- База данных АИС Е-собес по количеству оказанных услуг не соответствует фактическим показателям Управления, что не позволяет использовать программу в полном объеме.
- В связи с лимитом бюджета обеспечение нуждающихся отдельными видами социальной помощи осуществляется в не полном объеме.
- Отмечается недостаточная работа Управления по уведомлению получателей услуг санаторно-курортного лечения, а также принятию мер, необходимых для получения социальных выплат на карточные счета.
- Аудитом отмечается снижение числа трудоустроенных граждан из числа зарегистрированных со статусом «безработного».
- Отсутствует должный мониторинг по трудоустройству населения при реализации Программы ДКЗ 2020, в социальных контрактах отсутствуют сведения о размерах и условиях оплаты труда работников.
- Процедура регистрации и получение стутаса безработных, подтверждение граждан о необходимости их трудоустройства обязательным явочным способом, создают определенные неудобства для граждан и снижают привлекательность Центра занятости.
- В 2016 году 25% обученных на курсах безработных не трудоустроены по полученным специальностям, несмотря на то, что отбор претендентов на участие в профессиональном обучении производился работодателями.
- Отсутствие врачей узкой специализации в КГУ «Центр социального обслуживания «Камкор» влияет на своевременность оказания необходимой медицинской помощи нуждающимся опекаемым.
- Недостаточный уровень финансовой дисциплины в подведомственных организациях Управления приводит к многочисленным нарушениям в сфере бюджетного законодательства, бухгалтерского учета и государственных закупок.
Рекомендации по итогам государственного аудита
- Управлению занятости, труда и социальной защиты города Астаны:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) в срок до 1 сентября 2017 года принять меры по:
- возмещению средств в сумме 179,2 тыс.тенге;
- восстановлению средств в сумме 16 413,9 тыс. тенге;
3) усилить контроль за полнотой расчетов и подтверждающих документов потребностей нуждающихся в социальной помощи;
4) пересмотреть показатели прямого и конечного результатов бюджетных программ Управления с учетом их целей и задач;
5) принять дополнительные меры по улучшению механизма информирования нуждающихся в получении социальных услуг и наладить порядок учета и списания товарно-материальных ценностей, предназначенных для получателей услуг;
6) в срок до 1 сентября т.г. принять меры по устранению расхождений фактических данных по оказанным услугам социальной помощи с базой данных системы АИС «Е-Собес»;
7) обратить внимание на несовершенство действующего механизма регистрации, учета, выдачи направления на трудоустройство безработных граждан и на необходимость усиления мониторинга трудоустройства участников Программы ДКЗ 2020;
8) срок до 1 августа 2017 года провести детальный анализ роста смертности среди опекаемых КГУ «Центр социального обслуживания «Камкор» за 2016-2017 годы, текущего состояния здоровья опекаемых, принятия мер по улучшению качества своевременной диагностики и лечения нуждающихся, проведения необходимых профилактических мероприятий и рассмотреть вопрос увеличения численности врачей узких профилей в штатном расписании;
9) усилить контроль за соблюдением подведомственными организациями требований действующего законодательства.
- КГУ «Центр социального обслуживания «Камкор»:
1) в срок до 20 июля 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) в срок до 1 сентября 2017 года принять меры по:
- пересмотру и согласованию с уполномоченным органом Лекарственного формуляра на 2017 год;
- возмещению в доход местного бюджета средств в сумме 5 148,0 тыс.тенге;
- восстановлению средств в сумме 1 170,1 тыс. тенге;
3) принять дополнительные меры по усилению контроля по эпидемиологическому мониторингу заболеваний среди опекаемых и проведение профилактических мероприятий, в том числе и среди работников учреждения;
4) принять дополнительные меры по надлежащему ведению бухгалтерского учета, а также соблюдению процедур государственных закупок.
- КГУ «Центр социального обслуживания «Нурлы Журек»:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) принять дополнительные меры по надлежащему ведению бухгалтерского учета, а также соблюдению процедур государственных закупок.
- КГУ «Кризисный центр-приют для лиц, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия» акимата города Астаны:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) в срок до 1 сентября 2017 года принять меры по:
- возмещению в доход местного бюджета средств в сумме 107,5 тыс.тенге;
- восстановлению средств в сумме 1 259,0 тыс.тенге;
- присвоению инвентарных номеров на основные средства в количестве 487 единиц общей стоимостью 55 320,2 тыс.тенге;
- получению соответствующей лицензии на медицинскую деятельность.
3) в срок до 1 октября 2017 года капитализировать расходы по ремонту здания на общую сумму 75 690,0 тыс.тенге;
4) принять дополнительные меры по надлежащему ведению бухгалтерского учета, а также соблюдению процедур государственных закупок.
- КГУ «Центр занятости населения акимата города Астаны»:
1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
2) в целях повышения привлекательности службы занятости и оперативности поиска вакантных должностей и рабочих мест рассмотреть вопрос автоматизации зарегистрированных пользователей интернет-ресурса enbek.kz по примеру портала трудоустройства astana.hh.kz путем исключения практики выдачи направлений Центром занятости;
3) при заключении социальных контрактов между Центром занятости, работодателем и трудоустроенным в обязательном порядке указывать сведения о размерах, условиях оплаты труда и источниках финансирования социальных рабочих мест;
4) провести анализ причин низкого уровня трудоустройства (увольнения) обученных граждан в рамках третьего направления Программы ДКЗ 2020 и по итогам выработать механизмы решения данной проблемы;
5) принять дополнительные меры по надлежащему ведению бухгалтерского учета, а также соблюдению процедур государственных закупок.