Итоги государственного аудита и финансового контроля использования бюджетных средств, выделенных Управлению сельского хозяйства города Астаны на субсидирование и возмещение части расходов, понесенных при инвестиционных вложениях субъектами агропромышленного комплекса

Ревизионной комиссией проведен государственный аудит и финансовый контроль использования бюджетных средств, выделенных Управлению сельского хозяйства города Астаны на субсидирование и возмещение части расходов, понесенных при инвестиционных вложениях субъектами агропромышленного комплекса, осуществляемых посредством 4 бюджетных программ.

Аудитом рассмотрен период 2016 год.

Так, в 2016 году на эти цели выделено 1 184,9 млн. тенге, что в 22 раза больше чем 2015 году (52,8 млн.тенге), которыми воспользовались 16 субъектов АПК или 22,2% от всего количества субъектов АПК города Астаны (на 01.01.16г. в городе действуют 72 субъекта АПК).

При этом, рост объемов субсидирования в 2016 году связан с передачей Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан ранее заключенных договоров по субсидированию процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам, лизинга на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.

Государственная поддержка в 2016 году была направлена на субсидирование посевной кампании огурца и томата на производственной площади 3 га, возмещение затрат по строительству картофелеовощехранилищ вместимостью 6 000 тонн и 7 200 тонн, закуп оборудования по производству короткорезанных макаронных изделий производительностью 3 000 кг/час, финансовое оздоровление двух субъектов АПК и на приобретение в лизинг и в кредит сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.

При этом, отмечаем, что эффективность от вложенных средств, просчитать не представляется возможным, ввиду того, что Управлением сельского хозяйства в конечном результате бюджетных программ приведен лишь показатель освоения средств, что не соответствует требованиям Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».

Необходимо отметить, что Управление сельского хозяйства, как местный уполномоченный орган, не в полной мере владеет информацией о количестве действующих субъектов АПК в столице, что в определенной степени может повлиять и на охват субъектов АПК мерами государственной поддержки.

В свою очередь, согласно статистическим данным, за 9 месяцев 2016 года в структуре ВРП города доля сельского хозяйства выросла на 0,4% по сравнению с 2015 годом (8,9%).

Однако, по итогам 2016 года снизились объемы экспорта сельскохозпродукции на 3,5% (245,4 млн.$) и импорта на 37,4% (38,0 млн.$) по сравнению с 2015 годом.

Стоит отметить, что из общего объема господдержки, 65,6% средств направлены на финансовое оздоровление и возмещение части расходов субъектов АПК, 30,5% - на инвестиционные вложения, 2,7% - на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования и повышение  урожайности и 1,2% - на удешевление стоимости ГСМ.

Однако, на момент проведения аудита средства в сумме 690,5 млн.тенге, направленные на финансовое оздоровление субъектов АПК, не использованы и консолидированы на счетах финансового агента.

Так, ТОО «Инвестиционная компания АПК» в целях финансового оздоровления в период с 2014 по 2016 годы получены из бюджета в общей сложности порядка 2,5 млн.$ помощи.

В ноябре 2016 года в Управление сельского хозяйства поступили заявки от операторов программы – АО «Казагромаркетинг» и «Евразийский Банк» о реструктуризации части уплачиваемой государством на 2016 год, которые рассмотрены положительно, в результате которого, увеличились обязательства государства перед банком-оператором до 4 403,7 тыс. долларов США или на 140,8 тысяч долларов США, чем предусмотрено основным договором.  

При этом, в информации банка-оператора имелась информация об отсутствии улучшений в финансовой дисциплинезаемщика с момента предыдущей реструктуризации, т.е. реструктуризация проводится не впервые.

Тем не менее, на основании решения Городской комиссии по финансовому оздоровлению субъектов АПК, Управлением сельского хозяйства заключено дополнительное соглашение от 28 ноября 2016 года №1 на изменение Графика погашения обязательств заемщика и из бюджета на специальный счет в АО «Евразийский банк» перечислено всего 690,5 млн.тенге.

Как уже отмечено, согласно нормам подпункта 1) пункта 1 статьи 11 Закона «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» субсидирование АПК осуществляется в качестве экономического стимулирования развития при условии экономической эффективности субсидирования. То есть, учитывая неоднократность проведения в течение 2-х лет реструктуризации и отсутствие улучшения финансовой дисциплины, у госоргана была возможность отказа в заявке о реструктуризации.

В результате, бюджетные средства со специального счета так и не использованы заемщиком по целевому назначению, а Управлением не предприняты какие-либо меры по их возврату.

Имеются, на наш взгляд, и отдельные упущения в деятельности Экспертной комиссии Управления сельского хозяйства.

Так, по инвестиционному проекту «Строительство и расширение картофелеовощехранилищ от 1 000 тонн» ТОО «AMAL A-2009», при отсутствии достоверных данных по инвестиционному проекту в части стоимости строительных работ, времени проведения проектно-изыскательских и строительных работ, Экспертной комиссией выдано положительное заключение о соответствии проекта инвестиционному субсидированию.

Здесь стоит заметить, что проект рассматривался в 2016 году, а в документах имеются сведения о завершении строительных работ в 2012-2014 годах. Кроме того, в сметную стоимость строительства овощехранилища  включены затраты здания торгового дома в сумме 501 117,8 млн.тенге.

При этом, согласно Правилам субсидирования по возмещению части расходов, субсидированию подлежат расходы на приобретение техники и оборудования в рамках инвестиционного проекта, понесенные инвестором до 1 января 2014 года, но не ранее 24 месяцев до даты ввода инвестиционного проекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, оборудование и складская техника по инвестиционному проекту на общую сумму 159,2 млн. тенге приобретены заемщиком в 2015 году и не представлены сведения о стоимости аналогичного оборудования от двух производителей (официальных дилеров) либо из открытых источников, что является основанием для отказа в субсидировании.

Несмотря на это, в нарушение пункта 21 Правил субсидирования по возмещению части расходов Комиссией по вопросам инвестиционного субсидирования принято положительное решение о предоставлении инвестору инвестиционной субсидии на общую сумму 140,4 млн.тенге.

Одновременно, отмечаем, что при планировании бюджетных средств Управление не придерживаясь принципов бюджетной системы в расчетах затрат на субсидии не приложены документы, подтверждающие достоверность расчетов на общую сумму 385,0 млн.тенге.

Итоги аудита показали наличие определенных недоработок со стороны уполномоченного органа в части проведения анализа и мониторинга эффективности, выделяемых государством субсидий для субъектов АПК в целях развития сферы сельского хозяйства, увеличения производительности труда и в конечном итоге – обеспечения продовольственной безопасности города.

Принятые меры в ходе государственного аудита: платежным поручением от 7 апреля 2017 года №111608 в доход республиканского бюджета произведен возврат неиспользованной суммы субсидий по договору субсидирования №38-ФО-2014/2016АСТ от 4 ноября 2016 года в сумме 690 484,2 тыс.тенге.

Выводы по результатам государственного аудита:

По заключению Ревизионной комиссии по городу Астане деятельность Управления сельского хозяйства сопровождается существенными отклонениями, ошибками и нарушениями требований нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Основание для выражения отрицательного аудиторского заключения:

Итоги настоящего государственного аудита показали, что государственная поддержка в 2016 году была направлена на субсидирование посевной кампании огурца и томата на производственной площади 3 га, возмещение затрат по строительству картофелеовощехранилище вместимостью 6 000 тонн и 7 200 тонн, закуп оборудования по производству короткорезанных макаронных изделий производительностью 3 000 кг/час, финансовое оздоровление двух субъектов АПК и на приобретение в лизинг и кредит сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.

При этом, эффективность от вложенных средств просчитать не представляется возможным, ввиду того, что в конечном результате бюджетных программ Управлением сельского хозяйства указывается лишь «Обеспечение 100% субсидирования субъектов АПК».

Таким образом, Управлением сельского хозяйства при определении размеров субсидирования не проводятся необходимые экономические расчеты отдачи от выделенных средств, не рассчитываются показатели эффективности государственной поддержки, тогда как, каждый вложенный в производство продукции тенге должен работать на результат и приносить максимум прибыли.

Согласно статистическим данным, за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (8,9%) в структуре ВРП города доля сельского хозяйства выросла на 0,4%.

На внешние рынки Астаной за отчетный год экспортировано сельскохозяйственной продукции на сумму 245,4 млн. долларов США, что на 3,5% меньше по сравнению с объемом продукции, экспортированной в 2015 году. Объем импорта снизился с 60,7 млн. долларов США в 2015 году до 38,0 млн. долларов США в 2016 году или на 37,4%.

Кроме того, при принятии решения о государственной поддержке субъектов АПК уполномоченными органами допускаются факты не соблюдения норм действующего законодательства при рассмотрении заявок и принятии решений, что привело к финансовым нарушениям на общую сумму 830 884,2 тыс.тенге и процедурным нарушениям в количестве 7 единиц на сумму 385 024,1 тыс.тенге.

Рекомендации по результатам государственного аудита:

  1. Управлению сельского хозяйства города Астаны:

1) в срок до 1 августа 2017 года рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства РК;

2) в срок до 1 сентября 2017 года с учетом фактов, установленных в ходе государственного аудита, повторно внести на рассмотрение Комиссии по вопросам инвестиционного субсидирования субъектов агропромышленного комплекса, вопрос о целесообразности предоставления инвестору ТОО «AMAL A-2009» суммы инвестиционных субсидии;

3) принять дополнительные меры по усилению информационной пропаганды проводимой государством политики государственной поддержки субъектов АПК, вовлечению всех субъектов рынка города в проводимые мероприятия по стимулированию развития бизнеса в сфере АПК;

4) в срок до 1 октября 2017 года провести детальный анализ эффективности ранее выделенных субсидий, направленных на государственную поддержку субъектов агропромышленного комплекса, и по итогам внести на рассмотрение Комиссиям по субсидированию субъектов АПК для выработки дальнейших мер по повышению эффективности мер государственной поддержки;

5) в срок до 1 ноября 2017 года создать базу данных по субъектам агропромышленного комплекса города Астаны, содержащую информацию по основным показателям их деятельности, в т.ч. виды и объемы выпускаемой продукции, проектная мощность производств, рынки сбыта продукции (экспорт/импорт, рынок Астаны, регионы), количество созданных рабочих мест, налоговые отчисления, фактическое местонахождения субъектов АПК и т.д.