Итоги аудиторского мероприятия в Управлении здравоохранения и его в отдельных подведомственных организациях

Итоги аудиторского мероприятия в Управлении здравоохранения и его в отдельных подведомственных организациях за 2016 год и 4 месяца 2017 года, показал, что в целом, медико-демографическая ситуация по городу Астане может быть признана относительно положительной. В период с 2012 года наблюдаются позитивные изменения значений основных медико-демографической показателей по городу Астане. Устойчивыми темпами увеличивается численность населения; наблюдаются рост рождаемости, снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.

Однако, по отдельным видам заболеваемости населения ситуация в анализируемом периоде ухудшилась: в результате, общая заболеваемость населения города возросла на 9,4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Отмечается увеличение заболеваемости злокачественными новообразованиями. Снижение показателя заболеваемости болезнями системы кровообращения сопровождается увеличением показателей смертности по причине данных болезней.

Вместе с тем, итоги аудиторских мероприятий показали наличие ряда системных, вопросов, отрицательно влияющих на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Во-первых, недостаточную эффективность реализации программных документов.

Так, Управлением предусмотренные Планом мероприятий по реализации Госпрограммы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы промежуточные показатели на 2016 год по числу прикрепленного населения на 1 ВОП (по Госпрограмме – 1 954,0 чел., фактически – 2 289,5 чел.) и доле амбулаторного лекарственного обеспечения в общем объеме лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП (по Госпрограмме – 56%, фактически - 42%) не достигнуты.

В нарушение Методики по разработке Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, государственных и правительственных программ, стратегических планов государственных органов и программ развития территорий:

- информация Управления о реализации Плана мероприятий Госпрограммы за год от 10 января 2016 года № 16-2/114-И не соответствует утвержденной форме;

- отсутствует информация о фактическом достижении отдельных показателей и исполнении мероприятий:

9-ти показателей из 10-ти Задачи 1 «Развитие системы общественного здравоохранения» Цели 1 «Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны»;

об исполнении целевого индикатора Цели 2 «Модернизация национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста»: уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи;

об исполнении мероприятий по обеспечению реализации Комплексного плана по борьбе с туберкулезом в РК на 2014-2020 годы и по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД», а также  соисполнении 3-х мероприятий.

- присутствует некорректное отражение плановых и фактических данных.

В Программе развития города Астаны на 2016-2020 годы по направлению «Здравоохранение» имеются отдельные упущения, а именно:

  • Программа и Госпрограмма отличаются по срокам реализации: сроки реализации Программы – 2016-2020 годы, Госпрограммы – 2016-2019 годы, вследствие чего повышаются риски обеспечения сопоставимости отчетных данных по достижению ожидаемых прямых и конечных результатов программ, усложняются задачи проведения оценки реализации данных программ и представления объективного заключения;
  • В Программе не приводится описание ряда проблемных вопросов развития системы здравоохранения на местном уровне, которые включены в соответствующие положения Госпрограммы (например, Программа не содержит описания проблем в части координации деятельности исполнительных органов, низкого уровня оплаты труда медицинских работников и так далее) и, как следствие, не предусмотрены меры по преодолению данных проблем, которые должны корреспондироваться с мерами преодоления проблем, предусмотренными Госпрограммой; таким образом, повышаются риски снижения эффективности реализации Программы, в части обеспечения ее вклада в решение системных проблем в здравоохранении и достижения целей Госпрограммы;
  • Программа и Госпрограмма отличаются по способам структурирования их содержания, вследствие чего повышаются риски неверной интерпретации основных понятий (недостатки методологического характера), используемых при разработке программных документов;
  • Программа и Госпрограмма отличаются в части применения основных категорий, вследствие чего повышаются риски формирования неполной и недостоверной отчетности об исполнении программ и снижения эффективности реализации Программы в части обеспечения вклада Программы в достижение цели Госпрограммы;
  • Программа и Госпрограмма отличаются в части трактовки терминов (категорий): например, по Госпрограмме термин (категория) «Распространенность ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет» трактуется в качестве показателя результатов, по Программе – в качестве целевого индикатора, что является недостатком методологического характера;
  • Программа отличается от Госпрограммы в части определения путей достижения их целей: в частности, в соответствии с Госпрограммой предусмотрен более широкий спектр реализационных механизмов, включая формирование служб общественного здоровья, обеспечение качества медицинских услуг, повышение эффективности управления человеческими ресурсами, модернизация медицинского образования, развитие инноваций и медицинской науки (не предусмотрены в Программе), вследствие чего, повышаются риски снижения эффективности реализации Программы в части обеспечения ее вклада в достижение цели Госпрограммы.

Во-вторых, недостаточно эффективные подходы к организации, планированию и проведению скрининговых исследований.

  • низкие показатели охвата населения отдельными видами скрининговых исследований, что в целом снижает эффективность скрининговых исследований;
  • формирование отдельными поликлиниками планов скрининговых исследований без проведения и/или учета динамического наблюдения за количеством лиц, подлежащих скринингу, вследствие чего не исключается риск выпадения из скрининга лиц, имеющих выявляемые скринингом заболевания;
  • слабое методологическое обеспечение городских поликлиник по вопросам планирования, организации и проведения скрининговых исследований, которое повышает риски неэффективной организации соответствующих направлений деятельности Управления и поликлиник города.

В-третьих, в соответствии с нормами бюджетного законодательства при планировании бюджета должен соблюдаться принцип обоснованности - определение размеров бюджетных расходов в соответствии с нормативными правовыми актами и другими документами, определяющими их необходимость.

По результатам аудита, в части обоснованности планирования средств Управлением здравоохранения по отдельным бюджетным программам установлены нарушения, в части обеспечения достоверной  информации и расчетов, содержащихся в бюджетных заявках при планировании расходов по бюджетным программам 003 «Повышение квалификации и переподготовка кадров» и 027 «Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения», что привело к завышению планируемых средств на общую сумму 25,5 млн. тенге.

Кроме того, в нарушение пункта 6 статьи 97 Бюджетного кодекса Управлением здравоохранения допущены факты необоснованной оплаты в рамках ГОБМП медицинским организациям на общую сумму 39,8 млн. тенге.

В рамках реализации бюджетной программы 037 «Ремонт объектов в рамках развития городов по Дорожной карте занятости 2020» под видом текущего ремонта Управлением здравоохранения на 4-х объектах произведены работы капитального характера на общую сумму 142,0 млн.тенге, которые в соответствии с законодательством в сфере архитектурной и строительной деятельности должны быть обеспечены проектно-сметной документацией с проведением соответствующей экспертизы. Приняты к оплате некачественно выполненные, а также не выполненные ремонтные работы на общую сумму 1,4 млн. тенге.

Установлены случаи использования лекарственных средств и препаратов, приобретенных в рамках ГОБМП, на предоставление услуг на платной основе: Городская инфекционная больница на сумму 4,6 млн. тенге; Городская детская инфекционная больница на сумму 1,2 млн. тенге.

В-четвертых, системные недостатки возмещения затрат медицинских организаций.

Так, по данным 7-ми организаций здравоохранения, общее количество обратившихся за медицинской помощью больных по направлениям служб скорой помощи, поликлиник и самообращениям составило в 2015 году – 238 687 человек, в 2016 году – 290 573 человека. Из них отказано в госпитализации в 2015 году 156 329-ти больным, в 2016 году – 195 222-м больным. Доля отказов в госпитализации составила в 2015 году 65,4%, в 2016 году – 67,2%. При этом, Правилами возмещения затрат не урегулированы вопросы возмещения расходов по пациентам, которым отказано в госпитализации (диагностические исследования и др.). Например, в 2016 году остались не возмещенными затраты Городской детской больницы №2 в сумме 191,7 млн.тенге, Городской больницы №1 – 68,8 млн. тенге. В то же время наблюдается практика возмещения затрат как за полностью пролеченные случаи по больным, находившимся в стационаре менее 24-х часов.

В-пятых, управление лекарственными запасами и лекарственное обеспечение неэффективны.

По результатам аудита установлены факты приобретения Управлением здравоохранения в 2016-2017 годах у ТОО «СК-Фармация» лекарственных средств в объемах, значительно превышающих реальную потребность в них, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств на общую сумму 36,7 млн. тенге. Планирование потребности в лекарственных средствах без учета их остатков на начало года повлекло к излишне запланированным средствам на 2017 год по отдельным лекарственным средствам в сумме 208,0 млн. тенге.

С другой стороны, имеет место необеспеченность пациентов на бесплатной основе отдельными жизненно важными лекарствами. Например, в 2016-2017 гг. не закупался препарат Тенофовир, необходимый для лечения 748 человек, состоящих на диспансерном учете по гепатиту. Приобретение этого препарата, назначаемого пожизненно, за счет собственных средств для большинства больных является неразрешимой задачей из-за его высокой стоимости (для одного человека в расчете на один год - 2,0 млн. тенге).

Управлением здравоохранения и его подведомственными организациями допускались факты бессистемного перераспределения и передачи лекарственных средств на общую сумму 103,0 млн. тенге. Просчеты при планировании средств на приобретение лекарственных привели к образованию у Онкологического центра кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2016 года в сумме 1,3 млрд. тенге.

В-шестых, длительные простои медоборудования влияют на качество оказываемых медицинских услуг.

По результатам аудита выявлены факты простоев оборудования общей стоимостью 1,2 млрд. тенге по различным причинам.