Государственный аудит эффективности использования активов государства и квазигосударственного сектора показал, что предмет и цель деятельности Предприятия соответствуют Уставу. В целом финансово – хозяйственная деятельность Предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Государственный аудит эффективности использования активов государства и квазигосударственного сектора показал, что предмет и цель деятельности Предприятия соответствуют Уставу. В целом финансово – хозяйственная деятельность Предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Уставом, предметом и целью деятельности Предприятия является осуществление хозяйственной деятельности в области теплоснабжения.
Для реализации поставленной цели Предприятие осуществляет только 3 вида деятельности:
1) производство, передача и распределение тепловой энергии объектам жилого фонда и соцкультбыта (детские сады, школы, библиотеки, больницы и музеи);
2) содержание, ремонт, монтаж и эксплуатация автономных котельных, а также иного имущества, находящегося на его балансе;
Основными источниками финансирования Предприятия являются:
- средства местного бюджета по программе 006 «Организация сохранения государственного жилищного фонда» (основной вид деятельности)
- средства от оказания услуг сторонним организациям (неосновной вид деятельности)
Как показал анализ Плана развития Предприятия доля доходов от основного вида деятельности Предприятия не превышает в среднем 13% от запланированных доходов за 2015-2017 годы.
При этом в 2016 году от неосновной деятельности фактически поступило доходов на 642 234 тыс. тенге больше по сравнению с 2015 годом или с ростом на 49%, тогда как рост доходов от неосновной деятельности составил лишь 8%.
По итогам 2015 года Предприятием получен убыток в сумме (-)14 365,0 тыс. тенге.
По результатам отчетных показателей финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год Предприятием получен доход в сумме 33 664,0 тыс. тенге. В доход местного бюджета перечислена доля чистого дохода 3 216,5 тыс. тенге.
Аудитом выявлено несвоевременное внесение изменений в план развития Предприятия.
За аудируемый период на балансе Предприятия числились 2 действующие котельные:
в поселке «Коктал» с общей мощностью 3,44 Гкал/час для снабжения теплом средней школы № 40, к которой также подключены 5 многоквартирных домов;
в микрорайоне «Юго-Восток» с общей мощностью 0,025 Гкал/час, для снабжения теплом коттеджа площадью 132 кв.м., который находится на балансе Управления жилья города Астаны и передан по договору найма физическому лицу.
При оказании услуг по вышеуказанным объектам, Предприятием применяются утвержденные тарифы, разработанные в соответствии с Правилами упрощенного государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий малой мощности, утверждёнными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 176.
Кроме этого, Предприятию выделяются средства из бюджета на уменьшение затратной части тарифа.
При этом, объемы бюджетных средств по бюджетной программе 006 «Организация сохранения государственного жилищного фонда», администратором которой является ГУ «Управление жилья города Астаны», выделенных на уменьшение затратной части тарифа, превышают объемы выплат из бюджета, утвержденных уполномоченным органом в сфере естественных монополий.
В связи с неизменностью тарифа для населения, покрытие расходов за счет населения за предоставленные услуги не превышают за аудируемый период 7,6%. Оставшаяся часть расходов Предприятия возмещается (субсидируется) из средств местного бюджета:
Кроме оказания услуг потребителям жилых домов за счет собственных автономных котельных установок, Предприятием оказываются услуги по обеспечению теплоснабжением, передаче и распределению горячей воды с автономных котельных сторонних организаций, в основном бюджетным организациям образования и здравовохранения.
Так, по итогам государственных закупок заказчиками услуг заключаются договора с Предприятием способом прямого заключения.
При этом стоит отметить, что заказчиками услуг до заключения основного договора с Предприятием заключались договора о государственных закупках услуг на период до подведения итогов конкурсов сроком до двух месяцев, которые производились с нарушением законодательства о государственных закупках.
Аудитом отмечается, что хронометраж производства и потребления тепловой энергии на объектах ни заказчиками, ни Предприятием не производится. В связи с этим, а также с тем, что оплата услуг Предприятия производится по объему фактически сжигаемого топлива, которая обеспечивается в полном объеме администраторами бюджетных программ, ни заказчики, ни балансодержатели котельных и сетей, ни Предприятие не заинтересованы в снижении тепловых потерь и соответственно себестоимости предоставляемых услуг.
У Предприятия отсутствуют приборы учета израсходованного топлива, отсутствует ежедневный учет расхода топлива, нет накопительных ведомостей по расходу, имеются лишь пообъектные журналы по приходу топлива, с подписями представителей сторонних организаций и Предприятия.
Кроме того, применяемые градуировочные таблицы утверждены и разработаны Предприятием самостоятельно.
Государственным аудитом выявлено неэффективное использование активов государства.
Всего по итогам аудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 721,8 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на сумму 112,2 млн. тенге, процедурных нарушений на общую сумму 1 366,0 млн. тенге.
В ходе государственного аудита приняты следующие меры:
1) произведен возврат излишне выплаченной премии в доход предприятия на сумму 370,8 тыс. тенге.
2) произведена исправительная проводка сторнирования резерва отпусков на 2017 год на общую сумму 14 700,0 тыс. тенге.
Выводы по результатам государственного аудита:
- Государственный аудит эффективности использования активов государства и квазигосударственного сектора показал, что предмет и цель деятельности Предприятия соответствуют Уставу. В целом финансово – хозяйственная деятельность Предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, Предприятием допущены нарушения по отдельным нормам бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 721 757,5 тыс. тенге, из них подлежат восстановлению 718 970,5 тыс. тенге и возмещению в бюджет 2 787,0 тыс. тенге.
- Предприятие должным образом не выполнены ранее выданные рекомендации Ревизионной комиссии по установке приборов учета теплоэнергии для всех потребителей теплоэнергии, замены применяемой методики учета расхода дизельного топлива.
- Предприятием не уделяется должное внимание планированию и разработке Плана развития Предприятия как основному документу субъектов квазигосударственного сектора, вследствие некачественного планирования показатели плана существенно изменяются, а в случаях корректировок, в План развития не вносятся соответствующие изменения в установленном законодательством порядке.
- Тарифная политика не обеспечивает безубыточную деятельность Предприятия. Органом государственного управления (Управлением жилья города Астаны) производится оплата затрат, не утвержденных тарифной сметой, при этом корректировка тарифа не производится.
В результате, в аудируемый период средства в сумме 96 494,0 тыс. тенге выделенные на уменьшение затратной части тарифа, превысили объемы выплат из бюджета, утвержденных тарифными сметами Предприятия за 2015-2017 годы, и запланированы завышенно.
Так, при расчете объемов субсидий на 2017 год управлением жилья города Астаны не учтены безвозмездно переданные Предприятию дизельное топливо в объеме 83 905 литров на общую сумму 4 922,5 тыс. тенге.
- Предприятием допущено образование дебиторской задолженности, отмечается отсутствие системной работы в данном направлении.
- В отдельных случаях не соблюдаются нормы законодательства о государственных закупках, имеет место нарушения бухгалтерского учета.
- Предприятием допускается неэффективное использование активов государства, в том числе по использованию списанного имущества, внесению изменений в уставный капитал, а также помещений и оборудования, числящихся на балансе.
В результате, допущено неэффективное использование активов государства на общую сумму 111 105,1 тыс. тенге.
- Со стороны органа государственного управления должным образом осуществляется контроль за деятельностью Предприятия.
В результате, Управлением жилья города Астаны не утверждены размеры фонда оплаты труда, должностных окладов и сумм вознаграждений директора, заместителя директора и главного бухгалтера Предприятия за аудируемый период; не доведен лимит положенности служебных автомобилей; не анализируется расчеты, представляемые Предприятием для компенсации тарифа, а также расчеты, представляемые Предприятием для сторонних потребителей (бюджетные организации).
Рекомендации по результатам государственного аудита:
- Управлению жилья города Астаны:
1) в срок до 1 февраля 2018 года пересмотреть методику калькуляции стоимости услуг для бюджетных организаций, с переходом от оплаты за фактический объем сжигаемого топлива на оплату за количество потребленной теплоэнергии;
2) в месячный срок принять дополнительные меры по усилению контроля за деятельностью Предприятия, в особенности расчетов затрат, планируемых в рамках компенсации части расходов по теплоснабжению населения;
3) в срок до 1 марта 2018 года совместно с Управлением коммунального имущества и государственных закупок города Астаны и другими заинтересованными сторонами проработать возможность передачи всех эксплуатируемых автономных котельных, резервуаров и инженерных сетей, обеспечивающих тепловой энергией организации социальной сферы столицы, на баланс Предприятия, с дальнейшим утверждением тарифа за теплоэнергию, учитывающего безубыточную деятельность Предприятия.
- Администраторам бюджетных программ (Аппараты акимов районов города Астаны, управлениям здравоохранения, образования, занятости и социальных программ):
1) в срок до 1 мая 2018 года провести энергоаудит по всем курируемым объектам по выявлению энергопотерь в зданиях и при необходимости обеспечить их устранение;
2) в срок до 1 февраля 2018 года обеспечить финансирование услуг по установке приборов учета потребляемой тепловой энергии на подведомственных объектах;
3) усилить качество рассмотрения заявок на финансирование подведомственных предприятий на предмет обоснованности затрат по теплоснабжению от автономных котельных;
- Государственному коммунальному предприятию на праве хозяйственного ведения «Жылу»:
1) в срок до 10 января 2018 года принять меры дисциплинарного взыскания к должностным лицам, допустившим нарушения требований законодательства Республики Казахстан;
2) принять дополнителные меры по соблюдению законодательства о регулировании деятельности субъектов естественных монополий;
3) в срок до 1 февраля 2018 года принять меры по возмещению в доход Предприятия:
- стоимости установленного прибора учета юридическому лицу в сумме 208,0 тыс. тенге;
- необоснованно перечисленных средств сторонним организациям в сумме 2 579,0 тыс. тенге;
4) в срок до 1 января 2018 года уменьшить обязательства по договору о государственных закупках от 12 января 2017 года №3 с Управлением жилья, на общую сумму 4 922,5 тыс. тенге, (безвозмездно переданное дизельное топливо в количестве 83 905 литров).
5) в срок до 1 января 2018 года разработать и утвердить план-график по установке приборов учета тепловой энергии для потребителей в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях»;
6) в установленном законодательством порядке внести изменения в действующий тариф в части исключения объекта «Коттедж в пос. Юго-Восток ул. Субханбердина 18/1»;
7) в срок до 1 февраля 2018 года информировать о принятии мер по калибровке емкостей (резервуаров) для хранения дизельного топлива, провести поверку средств измерений, а также составление градуировочных таблиц аккредитованными юридическими лицами.
8) принять меры по погашению просроченной дебиторской задолженности, в срок до 1 февраля 2018 года внести, согласованный с органом государственного управления, план-график по погашению дебиторской задолженности Предприятия, с указанием конкретных сроков.
9) устранить нарушения норм действующего законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также норм законодательства о государственных закупках.