29 ноября текущего года подведены итоги аудиторского мероприятия «Государственный аудит эффективности деятельности ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Астаны» по управлению твердыми бытовыми отходами в городе Астане, а также управления активами государства и квазигосударственного сектора в ГКП на ПХВ «Астана Эко Полигон»
В ходе государственного аудита эффективности использования активов государства и квазигосударственного сектора в ГКП на ПХВ «Астана Эко Полигон» акимата города Астаны выявлены нарушения бюджетного законодательства и недостатки в деятельности предприятия оказывающее негативное влияние на дальнейшее развитие Предприятия.
- Анализ и оценка эффективности деятельности структурного подразделения Управления природных ресурсов в части обеспечения эффективного управления твердыми бытовыми отходами в городе Астане;
- Анализ и оценка реализации имеющихся программных документов по управлению ТБО;
- Управление активами государства и квазигосударственного сектора в ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон» и оценка влияния на окружающую среду деятельности полигона.
Структурным подразделеним в части обеспечения эффективного управления твердыми бытовыми отходами в городе Астане является отдел по управлению отходами и «Зеленой экономике» Управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Астаны (далее – Отдел).
Функциональный анализ Положения об Отделе показывает, что предусмотренные в положении, задачи и функции Отдела не в полной мере охватывают компетенции и полномочия местного исполнительного органа в части управления ТБО, которые возлагаются на уполномоченный местный орган согласно Экологическому кодексу Республики Казахста.
Штатная численность Отдела составляет всего лишь 2 единицы (руководителя и специалиста), Отдел осуществляет более 20 функций, в том числе 14 функций, которые непосредственно связаны с вопросами по управлению ТБО.
Указанные недостатки в организации деятельности Отдела, включая нехватку кадровых ресурсов, слабое материально-техническое обеспечение, недостатки в части формирования отчетности и оценки качества работы, отсутствие программного продукта, информационной системы и/или других эффективных средств осуществления контрольно-надзорных функций, а также ограниченные возможности по повышению квалификации работников Отдела, негативно сказываются на эффективности действующей системы управления ТБО в городе.
В рамках проведения аудита установлены отдельные системные проблемы.
Так, нормы образования и накопления коммунальных отходов не менялись с 2012 года, работа по мониторингу фактических объемов образования и накопления коммунальных отходов по городу не проводилась. Таким образом, оценка актуальности и обоснованности действующих норм не представляется возможной.
В соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, тарифы на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение ТБО должны утверждаться Маслихатом города Астаны. Однако, по информации Отдела, действуют тарифы, утвержденные Маслихатом города Астаны в 2012 году,
Кроме этого, аудитом указывается на отставание в части внедрения раздельного сбора, надлежащего оснащения процессов сбора и вывоза ТБО, повышения уровня переработки ТБО, сокращения объемов ТБО, направляемых на захоронение.
Управлением разработана Программа по управлению отходами в городе Астане (далее – Программа) с привлечением международной консалтинговой компании «PriceWaterhouseCoopers», что является положительной практикой.
Вместе с тем, Программа содержит существенные пробелы и недостатки.
Не во всех случаях дана оценка применимости изученных практик, а отдельные сформированные выводы о целесообразности или нецелесообразности передовых практик.
При разработке Программы не в полной мере использованы эффективные подходы финансового планирования, не учтены риски, связанные с недостаточностью финансирования мероприятий, не предусмотрены передовые способы привлечения финансовых ресурсов, включая государственное частное партнерство.
Установленные недостатки в части проведения анализа текущей ситуации в системе управления ТБО, включая использование неактуальных данных, некорректное применение отдельных методов анализа и слабую доказательную базу, могут негативно влиять на верность определения перспективных направлений развития системы управления ТБО.
По итогам государственного аудита управления активами государства и квазигосударственного сектора ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон НС» также выявлены нарушения и недостатки.
Отсутствие со стороны органа госуправления четкой политики по использованию контейнеров для сбора мусора и контейнерных площадок привело к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушениям законодательства о государственном имуществе.
В ходе государственного аудита эффективности управления активами государства и квазигосударственного сектора в ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон» установлены нарушения действующего законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, законодательства о государственных закупках и государственном имуществе.
По итогам аудита, на Предприятии выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 474,4 млн. тенге, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на сумму 1 289,7 млн. тенге, процедурных нарушений на общую сумму 184,7 млн. тенге.
Выводы по результатам государственного аудита:
Государственный аудит эффективности деятельности ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Астаны» по управлению твердыми бытовыми отходами в городе Астане, а также управления активами государства и квазигосударственного сектора в ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон» показал, что в целом ситуация по управлению ТБО в городе Астане улучшается. Заинтересованными государственными органами и организациями наработана положительная практика по обращению с ТБО в городе: используется программный подход для целей повышения эффективности системы управления твердыми бытовыми отходами; разрабатываются необходимые нормативные правовые акты, внедряется раздельный сбор отработанных ртутьсодержащих ламп от населения; проводятся общественные экологические мероприятия.
Вместе с этим, проведенным аудитом выявлено наличие недостатков в процессе управления твердыми бытовыми отходами системного и локального характера, которые повышают риски неполноценной реализации государственной политики в области управления ТБО.
- Нехватка кадровых ресурсов Отдела по управлению отходами и «Зеленой экономике» Управления Отдела признается существенным недостатком, который ограничивает возможности по полноценной и эффективной реализации контрольно-надзорных функций в системе управления ТБО города. Отдел не располагает программным продуктом, информационной системой и/или другими эффективными средствами осуществления контрольно-надзорных функций.
- Система управления ТБО города характеризуются следующими пробелами, недостатками и проблемами системного характера:
- не проводилась работа по мониторингу образования и накопления ТБО, его морфологического состава в динамике по годам, вследствие чего не представляется возможной проведение оценки актуальности и обоснованности норм образования и накопления коммунальных отходов;
- уполномоченным органом с 2012 года не обеспечена актуализация действующих тарифов на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение ТБО, с учетом сложившихся в настоящий момент норм образования и накопления коммунальных отходов;
- определение актуальности и обоснованности тарифов на сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, не представляется возможным в связи с отсутствием полных и достоверных данных, характеризующих функционирование системы управления ТБО;
- не ведется в динамике по годам учет по показателям, характеризующим систему управления ТБО города. К примеру, на момент проведения оценки отсутствовали полные и достоверные данные об объемах образования ТБО и количестве собственников ТБО.
- Программа по управлению отходами в городе Астане содержит существенные пробелы и недостатки, включая следующие:
- Программой не предусматривается внедрение отдельных передовых практик в области управления твердыми бытовыми отходами, что повышает риски упущений в части выстраивания эффективно функционирующей системы управления ТБО в городе;
- при разработке Программы не в полной мере использованы эффективные подходы финансового планирования, не определены надежные источники финансирования, не учтены риски, связанные с недостаточностью финансирования мероприятий, что повышает риски неэффективной и несвоевременной реализации Программы;
- В недостаточной степени обоснована достижимость целей, задач и целевых индикаторов Программы;
- Анализ внутренних локальных документов ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон» (далее – Полигон), а также результаты визуальных наблюдений за отдельными процессами захоронения мусора на Полигоне показывает, что не во всех случаях обеспечивается соблюдение экологических и санитарных норм: не проводится радиометрический контроль; сотрудники Полигона не используют средства индивидуальной защиты и т.д.
- Государственный аудит эффективности использования активов государства и квазигосударственного сектора показал, что Предприятием допущены нарушения по отдельным нормам бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 1 474 351,7 тыс. тенге, в том числе переданного органом государственного управления в пользование третьим лицам.
Так, со стороны органа государственного управления отсутствует четкая политика по использованию контейнеров для сбора мусора и контейнерных площадок, что привело и приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушениям законодательства о государственном имуществе.
Кроме того, из-за не согласования тарифов по захоронению золошлаковых отходов на 2014 – 2015 годы, Предприятием в 2015 году получен убыток в сумме 986,1 тыс. тенге
- Предприятием не уделяется должное внимание планированию и разработке Плана развития Предприятия как основному документу субъектов квазигосударственного сектора, что приводит к необоснованному внесению изменений в Планы развития, неверному отражению показателей Плана и нарушениям установленных сроков утверждения.
- Отмечается существенный рост кредиторской и дебиторской задолженности, Предприятие не имеет четкого алгоритма погашения задолженности, отмечается отсутствие системной работы в данном направлении у органа государственного управления.
- Предприятием в отдельных случаях не соблюдаются нормы законодательства о государственных закупках.
Рекомендации по результатам государственного аудита:
- Управлению природных ресурсов и регулирования природопользования города Астаны принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, в срок до 1 мая 2018 годаинформировать об исполнении следующих пунктов:
1) совместно с заинтересованными государственными органами и организациями доработать Программу управления отходами в городе Астане, в особенности в части:
- внедрения практик раздельного сбора ТБО и реализации программ сокращения объемов образования ТБО и/или «нулевого уровня отходов»;
- определения надежных источников финансирования, включая применение механизмов государственноого частного партнерства;
- определить достижимые целевые индикаторы, цели и задачи Программы, обосновать их показатели;
2) провести инвентаризацию внутренних документов в части соответствия Экологическому кодексу РК по обеспечению реализации компетенций и полномочий Управления, внести необходимые изменения в указанные документы;
3) провести функциональный анализ, включая анализ по контрольно-надзорным функциям;
4) инициировать вопрос о расширении штата работников Отдела по управлению отходами и «Зеленой экономики»;
5) разработать и внедрить систему отчетности Отдела (к примеру, квартальные и годовые отчеты по итогам проведенной работы за отчетный период и отчеты по выполнению программных документов, дорожных карт);
6) обеспечить на системной основе повышение квалификации работников Отдела по курируемым направлениям;
7) пересмотреть действующие нормы образования и накопления коммунальных отходов, рассмотреть вопрос о внедрении системы мониторинга образования и накопления ТБО на территории города;
8) принять дополнительные меры по контролю за обеспечением эффективного захоронения ТБО на полигоне, а также за деятельностью мусоровывозящих компаний, в том числе путем привлечения общественных организаций и населения.
- Управлению экономики и бюджетного планирования города Астаны при выделении бюджетных средств администраторам бюджетных программ на приобретение контейнеров, обустройство и ремонт контейнерных площадок обратить внимание на факты использования и получения выгоды от указанного государственного имущества частными мусоровывозящими компаниями.
При этом соответствующее оформление передачи в пользование контейнеров и контейнерных площадок, являющихся государственным имуществом не производится.
- ГКП на ПХВ «Астана Эко-Полигон»:
1) в срок до 20 декабря 2017 года принять меры дисциплинарного взыскания к должностным лицам, допустившим нарушения требований законодательства Республики Казахстан;
2) не допускать нарушения норм действующего законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также норм законодательства о государственных закупках и государственном имуществе;
3) в срок до 1 февраля 2018 года по согласованию с органом государственного управления утвердить план-график по погашению дебиторской задолженности Предприятия с указанием конкретных сроков и принять меры по погашению просроченной дебиторской задолженности;
4) в срок до 1 января 2018 года обеспечить эффективное использование активов стоимостью 47 910,2 тыс. тенге (мобильная комбинационная дробильная установка для обеспечения переработки железобетонных изделий и извлечения вторичного сырья), либо принять решение о дальнейшем использовании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе»
5) обеспечить соблюдение экологических и санитарных норм при приемке и выгрузке ТБО на полигоне.