29 ноября текущего года подведены итоги аудиторского мероприятия « Государственный аудит эффективности использования активов государства и квазигосударственного сектора в ГКП на ПХВ «Астана Су арнасы» акимата города Астаны»
В ходе государственного аудита с привлечением независимых экспертов проведены аудит и оценка по 3 направлениям.
Например, по вопросу соответствия деятельности уставу выявлено что, Предприятие осуществляло некоторые виды деятельности без согласования с уполномоченным органом в сфере естественных монополий, в частности организации питания и реализации лома черных металлов.
Кроме этого, внесение изменений в уставной капитал зачастую осуществлялось без соответствующего решения учредителя.
Установлены недостатки в части разработки ряда внутренних нормативных документов, регулирующих отдельные вопросы по направлениям деятельности Предприятия.
Определенные пробелы имеются в действующей организационно-управленческой структуре Предприятия, к примеру не разграничена компетенция по утверждению организационной структуры и штатной численности.
В 2014 году Предприятие внедрило Интегрированную систему менеджмента качества, что подтверждается имеющимися сертификатами.
Вместе с тем, аудитом отмечается, что сроки действия сертификатов соответствия «Система менеджмента качества» и «Система экологического менеджмента» истекли, работа по планируемой ресертификации не проводилась.
Предприятие не практикует разработку и, соответственно, реализацию долгосрочной стратегии развития, определяющей его долгосрочные планы.
Неприменение практики долгосрочного стратегического планирования деятельности, которое является одним из системообразующих и крупнейших предприятий города, признается существенным недостатком.
Анализ структуры расходов показал, что расходы по амортизации основных средств занимают более 44% в общем объеме затрат.
Также отмечается, что в связи с масштабным строительством сетей водоснабжения и водоотведения в городе Астане из года в год растет балансовая стоимость основных средств, переданных на баланс Предприятия, соответственно наблюдается рост расходов, связанных с ними.
Кроме этого имеются факты эксплуатации сетей и оборудования не сданных в эксплуатацию и не принятых на баланс в установленном порядке.
Несмотря на то, что Предприятие организует проведение финансовых аудитов на ежегодной основе, все еще не решена задача формирования и представления надежной финансовой отчетности. Так, установлено, что финансовая отчетность Предприятия за весь аудируемый период была составлена с существенными отклонениями от требований МСФО.
По итогам государственного аудита выявлено 38 процедурных нарушений на сумму 12 586 749,7 тыс. тенге.
Общая сумма финансовых нарушений составила 5 422 564,6 тыс. тенге, из которых подлежит восстановлению 5 387 417,2 тыс. тенге, возмещению 35 147,4 млн. тенге.
В ходе аудита восстановлено 4 965 490,4 тыс. тенге, возмещено 4 564,0 млн. тенге.
Принятые меры в ходе государственного аудита:
В ходе аудита восстановлено 4 965 490,4 тыс. тенге, возмещено 4 564,0 млн. тенге.
Наложен административный штраф на директора Предприятия Досаева В.М. в размере 79 415 тенге (решение суда от 30.10.2017 г.), наложен административный штраф на главного бухгалтера Предприятия Байкуатову Г.С. в размере 158 830 тенге (постановление от 06.11.2017 г.).
Выводы по результатам государственного аудита:
- Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения «Астана су арнасы» Акимата города Астаны является одним из крупных предприятий города, обеспечивающее бесперебойное функционирование системы водоснабжения и водоотведения.
Динамично развивается инфраструктура сетей водоснабжения и водоотведения, увеличивается протяженность сетей водопровода и водоотведения, сокращается протяженность сетей, требующих замены.
По сравнению с прошлым периодом в 2016 году доходы Предприятия увеличились на 48,2% за счет увеличения доходов от реализации услуг населению.
- Вместе с тем, анализ структуры расходов показал, что расходы по амортизации основных средств занимают более 44% в общем объеме затрат.
В связи с вводом сетей водоснабжения и водоотведения в городе Астане из года в год растет балансовая стоимость основных средств, переданных на баланс Предприятия, что соответственно влечет рост расходов.
Предприятие имеет постоянный убыток по итогам деятельности, так как действующие тарифы покрывают лишь часть затрат Предприятия.
- Учитывая монопольный характер деятельности в области водоснабжения и водоотведения, Предприятием не практикуется разработка стратегии и/или стратегического документа, в котором определены видение, ключевые цели и показатели результатов Предприятия на долгосрочную перспективу.
Отсутствие практики стратегического планирования обуславливает ограничение возможностей по эффективному долгосрочному тарифному регулированию и эффективной модернизации сетей.
- В планах развития и инвестиционной программе Предприятия не обозначены задачи по достижению программных целей Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы в части обеспечения доступа к централизованному водоснабжению и водоотведению, достижение связанных целей по направлению развитие инфраструктуры в области водоснабжения и водоотведения.
- Допускается внесение корректировок в инвестиционную программу после истечения отчетного периода, что является свидетельством недостаточно обоснованного инвестиционного планирования.
За неисполнение 4 мероприятий на сумму 205 335,2 тыс. тенге в рамках Инвестпрограммы на 2014-2015 годы, приказом ДАРЕМ Предприятию с 1 мая 2016 года сроком на 1 год утверждены временные компенсирующие тарифы на регулируемые услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
- При определении цены на свои услуги, до сегодняшнего дня Предприятием применяется калькуляция цен, разработанная в 2013 году. Сравнительный анализ цен и фактических затрат на отдельные виды услуг показал, что фактические затраты, связанные с оказанием платных услуг, превышают цены по прайс-листам, утвержденным Предприятием.
Данный факт свидетельствует о том, что с 2013 года Предприятием не актуализировались цены на оказываемые платные услуги с учетом реальных затрат, что влечет к снижению дохода от платных услуг.
Также Предприятие при определении сроков службы для водопроводных и канализационных сетей руководствуется устаревшими нормами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года №1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
- Анализ положений Устава Предприятия показывает, что в данном документе имеются определенные недостатки, которые могут негативным образом сказываться на деятельности Предприятия и определении ответственности по соответствующим направлениям деятельности.
Так в соответствии Уставом не определена компетенция Генерального директора по утверждению организационной структуры и общей штатной численности работников Предприятия.
- 8. Существенные пробелы и недостатки выявлены по системе управления качеством Предприятия. Так, в июле т.г. истекли сроки действия сертификатов соответствия «Система менеджмента качества» и «Система экологического менеджмента», на стадии завершения срок действия сертификата соответствия «Система энергетического менеджмента».
При этом, мероприятия по ресертификации в 2017 году не проводились, средства не предусмотрены.
- Имеет место несоответствия наименований структурных подразделений в Положении с наименованиями, утвержденными в рамках действующей организационной структуры. В положении об отделах и организационной структуре указывается разная подотчетность руководителям Предприятия.
Наименования штатных единиц, указанных в положении не соответствуют наименованиям, в рамках штатного расписания.
На момент проведения аудита не разработаны положения 3 отделов, а также должностная инструкция Советника Генерального директора.
- Существует ряд других системных вопросов, которые являются сдерживающим фактором для дальнейшего повышения эффективности организационно-управленческой структуры Предприятия:
1) не практикуются методы современного и эффективного корпоративного управления;
2) структурными подразделениями Предприятия не практикуется разработка планов работ (годовых, квартальных) и формирование отчетности по результатам деятельности, ориентированной не на процессы, а на результаты;
3) не принимаются передовые практики HR-менеджмента (управления человеческими ресурсами);
4) низкий уровень оплаты труда работников Предприятия;
5) сохраняется высокий уровень текучести кадров, в особенности среди производственного персонала и контролеров;
6) отсутствует служба внутреннего аудита.
- Предприятие организует проведение финансовых аудитов на ежегодной основе. Однако, все еще не решена задача формирования и представления надежной финансовой отчетности. Так, установлено, что финансовая отчетность Предприятия за весь аудируемый период была составлена с существенными отклонениями от требований МСФО.
- Отсутствие четкой политики по использованию объектов коммунального имущества приводит к необоснованным затратам и нарушениям законодательства о государственном имуществе (эксплуатация объектов без положительных решений государственной приемочной комиссий, без акта ввода в эксплуатацию, бесхозного имущества, не переданного на баланс предприятия и т.д.).
Кроме того, Предприятием зачастую внесение изменений в уставной капитал осуществлялось на основании приказов уполномоченного органа по распоряжению коммунального имущества, без соответствующего решения учредителя.
Так, за аудируемый период, без решения учредителя Предприятием произведено увеличение размера уставного капитала на общую сумму 10 791 947,7 тыс.тенге.
- Предприятием допускается оказание платных услуг, не включенных в перечень видов деятельности Предприятия, за аудируемый период сумма дохода, полученная от неуставной деятельности составила 11 122,5 тыс.тенге.
Кроме того, в нарушение действующего законодательства, Предприятием оказываются платные услуги по питанию работников, общая сумма необоснованных расходов составила 23 704,2 тыс.тенге.
- 14. Аудитом установлено, что зачастую аварийные бригады прибывают на место аварий с опозданием в нарушение Регламента аварийно-диспетчерской службы.
Отсутствует отдельный учет производственных, материальных и иных затрат производимых Предприятием на ликвидацию аварийных ситуаций, в том числе по бесхозяйным сетям.
- 15. Аудитом установлено, что Предприятие при исчислении тарифной сметы по водоотведению (канализация) завышает затраты за счет оказания нерегулируемых услуг (ливневой канализации), что влечет за собой необоснованное увеличение тарифной ставки на регулируемые услуги.
Так, при исчислении коэффициентов распределения затрат и активов, затраты, связанные с объемом услуг по перекачке ливневых стоков города Астаны Предприятием учтены в затратах, связанных с регулируемыми услугами.
Тем самым, Предприятие при предъявлении к оплате услуг по ливневой канализации (нерегулируемая услуга) применяет тарифную ставку, утвержденную уполномоченным органом по регулированию естественных монополий для потребителей города Астаны (физических и юридических лиц) по водоотведению.
- Аудитом отмечается, что заработная плата на одного работника, утвержденная в тарифной смете, значительно ниже средней заработной платы, сложившей по городу Астане, в результате, фонд оплаты труда в тарифной смете меньше фонда, утвержденного Предприятием (для сравнения: утвержденная ДКРЕМ среднемесячная зарплата – 46,6 тыс.тенге, по данным статистики – 106,9 тыс.тенге).
- Предприятием не уделяется должное внимание созданию единого архива для учета и организации хранения документов Предприятия.
- Предприятием в отдельных случаях не соблюдаются нормы законодательства о государственных закупках, о государственном имуществе, бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете.
- Общий объем установленных нарушений составил 18 009,4 млн.тенге, из которых финансовые нарушения - 5 422,6 млн. тенге (в т.ч. к восстановлению - 5 387,4 млн.тенге, возмещению в бюджет – 35,2 млн. тенге), 38 процедурных нарушений на сумму 12 586,8 млн. тенге.
Рекомендации по результатам государственного аудита:
- Управлению коммунального хозяйства города Астаны:
- в срок до 1 апреля 2018 года совместно с Предприятием рассмотреть вопрос по разработке Стратегии развития Предприятия на долгосрочную перспективу;
- в срок до 1 апреля 2018 года синхронизировать план развития и инвестиционную программу Предприятия с целями и задачами Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы по направлению «Развитие инфраструктуры в области водоснабжения и водоотведения»;
3) в срок до 1 апреля 2018 года обеспечить в установленном законодательством порядке внесение изменений и дополнений в Устав Предприятия с целью исключения выявленных недостатков и пробелов;
4) в целях обоснования затрат по бюджетной программе 006 «Функционирование системы водоснабжения и водоотведения» в срок до 1 марта 2018 года, обеспечить утверждение цен на нерегулируемые услуги Предприятия (услуги ливневой канализации);
5) в срок до 1 февраля 2018 года совместно с Управлением коммунального имущества и государственных закупок города Астаны рассмотреть вопрос по передаче в конкурентную среду спортивного комплекса, находящегося на балансе Предприятия и не отвечающего целям уставной деятельности.
- 2. Государственному коммунальному предприятию на праве хозяйственного ведения «Астана Су Арнасы» акимата города Астаны:
- в срок до 10 января 2018 года принять меры дисциплинарного взыскания к должностным лицам, допустившим нарушения требований законодательства Республики Казахстан;
- в целях обеспечения безубыточной деятельности в срок до 1 февраля 2018 года пересмотреть калькуляцию цен, применяемых при определении стоимости платных услуг Предприятия;
- принять дополнительные меры по повышению качества инвестиционного планирования и реализации Инвестиционной программы на 2016-2020 годы;
- в срок до 1 декабря 2018 года провести работу по обеспечению соответствия Предприятия сертификатам систем менеджмента качества, экологического менеджмента и энергоменеджмента;
- В целях повышения эффективности организационно-управленческой структуры и деятельности Предприятия в срок до 1 апреля 2018 года:
- совместно с Управлением коммунального хозяйства города Астаны рассмотреть вопрос по разработке Стратегии развития Предприятия на долгосрочную перспективу;
- провести инвентаризацию всех внутренних локальных документов Предприятия с целью их оценки на предмет актуальности, наличия пробелов и недостатков, и внести необходимые изменения в указанные документы;
- устранить нарушения норм действующего законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также норм законодательства о государственных закупках, рассмотреть вопрос о приведении формируемой и представляемой финансовой отчетности в соответствии стандартами МСФО;
- обеспечить соответствие документов планирования Предприятия (планы развития, инвестиционная программа, годовые и квартальные планы) с программными документами системы государственного планирования (программа развития территорий, отраслевые и государственные программы);
- провести работу по формированию единого архива, регулирующего порядок учета и организации хранения документов Предприятия;
- повысить эффективность использования официального интернет-ресурса Предприятия, в том числе посредством устранения выявленных недостатков и применения передовых практик;
- разработать и обеспечивать эффективную реализацию единой политики по управлению качеством услуг, в том числе посредством проведения оценки удовлетворенности потребителей качеством услуг Предприятия.