На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных на подготовку специалистов в организациях технического и профессионального образования города Нур-Султан

По итогам проведенного госаудита в Управлении образовании города Нур-Султан и 11 колледжах, в том числе 8 государственных и 3 частных выявлены нарушения и недостатки на всех этапах реализации государственного образовательного заказа на подготовку специалистов в организациях технического и профессионального образования (далее - ТиПО), многие из которых носят системный характер.

1)    КГУ «Профессионально-технический колледж»;

2)    ГККП «Колледж энергетики и связи»;

3)    ГККП «Колледж общественного питания и сервиса»;

4)    ГККП «Гуманитарный колледж»;

5)    ГККП «Технологический колледж»;

6)    ГККП «Политехнический колледж»;

7)    ГККП «Колледж экономики, технологии и стандартизации пищевых производств»;

8)    ГККП «Многопрофильный колледж»;

9)    ТОО «Акмолинский колледж АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций им.Тынышпаева»;

10)  ТОО «Колледж менеджмента и бизнеса»;

11)  ТОО «Колледж Управления».

Проведенным аудитом отмечается недостаточный уровень качества планирования в рамках охваченных аудитом бюджетных программ, направленных на подготовку специалистов в организациях ТиПО.

Так, установлены несоответствия прямых и конечных показателей бюджетных программ 024 и 038 требованиям Правил разработки и утверждения (переутверждения) бюджетных программ (подпрограмм) и требований к их содержанию в части их не выраженности в количественных  величинах, отсутствия четких расчетов планируемых показателей и отчетных данных.

Кроме того, установлено завышение планируемой суммы по бюджетной программе 038 на 2017 год в общей сумме 27 243,7 тыс.тенге, которая была учтена в дальнейшем при заключении договоров на 2018 год.

Одной из основных проблем является отсутствие механизмов подушевого финансирования государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием. В связи с чем, в заключаемых договорах между Управлением и организациями ТиПО отсутствует расшифровка, обосновывающая сумму договора, и соответственно ежемесячные акты оказанных услуг предъявляются к оплате без указания конкретно выполненного объема.

В отдельных случаях вносятся изменения в заключенные договора в части корректировки сумм, другими организациями ТиПО самостоятельно осуществляется возврат фактически неиспользованных бюджетных средств в доход бюджета, при этом аудитом установлены факты не возврата фактически не понесенных расходов организациями ТиПО.

Так, по 6-ти организациям ТиПО самостоятельно осуществлен возврат неиспользованных средств в доход республиканского и местного бюджетов на общую сумму 27 626,0 тыс.тенге.

Данные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за фактическим исполнением госзаказа, что привело к перераспределению выделенных средств, их неэффективному использованию, а также нарушениям при возмещении расходов на обучение учащихся.

Также, аудитом выявлены случаи не обеспечения учащихся, предусмотренными законодательством выплатами и компенсациями, что приводит к недополучению учащимися мер государственной поддержки, ущемляет их права и отражается на социальном самочувствии.

К примеру, за проверяемый период дети-сироты и дети, оставшиеся без попечителей родителей обеспечивались одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием или денежной компенсацией при их выпуске и трудоустройстве не в полном объеме на общую сумму 1 226,3 тыс.тенге (Многопрофильный колледж - 459,2 тыс.тенге, Колледж энергетики и связи - 377,3 тыс.тенге, Колледж общественного питания и сервиса - 389,8 тыс. тенге).

Дети-инвалиды Многопрофильного колледжа, за период аудита были обеспечены компенсацией за бесплатное горячее питание не в полном объеме, где разница составила на общую сумму 1 713,4 тыс. тенге.

ТОО «Акмолинский колледж АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций им.Тынышпаева» допущена недоплата повышенной стипендии учащимся из числа детей-сирот на общую сумму 932,2 тыс.тенге.

Особо нужно отметить, что частными колледжами, охваченными аудитом, не выплачивалась компенсация учащимся за проезд в период каникул.

Так, в нарушение пункта 4 раздела 2 Правил назначения, выплаты и размеров государственных стипендий, частными организациями ТиПО допущены факты необоснованного начисления стипендий студентам, не имеющим право на ее получение на общую сумму 2 081,4 тыс.тенге (ТОО «Акмолинский колледж АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций им.Тынышпаева» - 1 742,9  тыс.тенге, ТОО «Колледж Управления» -  338,5 тыс.тенге).

Кроме того, в частных организациях ТиПО (ТОО «Колледж менеджмента и бизнеса» и ТОО «Колледж Управления») установлены факты незаконной выплаты стипендии неуспевающим студентам, а также нарушения при заполнении документов строгой отчетности по учету успеваемости  и посещаемости.

Данные факты говорят об отсутствии должного контроля со стороны Управления за частными организациями ТиПО, реализующими государственный образовательный заказ и наличии значительных рисков нарушений при использовании бюджетных средств.

Как известно, основным показателем результативности и эффективности реализации государственного образовательного заказа в организациях ТиПО является трудоустройство выпускников.

При этом, итоги аудита показали, что мониторинг фактического трудоустройства выпускников по государственному образовательному заказу организациями ТиПО и Управлением осуществляется не на должном уровне, достоверные сведения по трудоустройству выпускников в организациях ТиПО и в Управлении отсутствуют.

Согласно данным ГЦВП отмечается низкий уровень трудоустройства выпускников организаций ТиПО – 53,9%.

Более того, в ходе аудита направлены запросы по месту трудоустройства некоторых выпускников ТиПО, где в большинстве случаев их трудоустройство не подтвердилось.

Так, из 37 выпускников, по которым направлены запросы, 9 не трудоустраивались, с 4 трудовые договора расторгнуты на следующий день после их заключения, по 14 не представилось возможным подтвердить факт трудоустройства, в связи с отсутствием организаций по адресам, согласно представленным справкам (4 организации).

Аудитом отмечается недостаточный уровень материально-технического оснащения организаций ТиПО. Отдельные Колледжи не имеют собственных зданий, общежитий, спортивных и актовых залов, установлены факты не доукомплектования мебелью  и оборудованием.

К примеру, с 2005 года ГККП «Колледж энергетики и связи» акимата города Нур-Султан не имеет собственного здания и общежития, и располагается на 1-м этаже общежития ГККП «Строительно-технический колледж», общей площадью всего 633,5 кв.м. для проведения учебного процесса, в том числе кабинеты, мастерские, лаборатории и др.

Еще одной актуальной и острой проблемой в системе ТиПО столицы, как и по всей республике, остается вопрос обеспечения учащихся местами для проживания.

В целях реализации задачи по улучшению условий проживания студенческой молодежи, в том числе и колледжей, предусмотренной в обращении Первого президента Н. Назарбаева к народу от 5 марта 2018 года «Пять социальных инициатив Президента» в столице принят пилотный проект по обеспечению жильем учащихся колледжей в рамках государственно-частного партнерства на площадке хостелов из расчета на 1-го студента 22,0 тыс.тенге и 5,0 тыс.тенге со студента в месяц.

Так, в 2018 году Управлением выделены бюджетные средства по бюджетной программе 024 в общей сумме 75 680,0 тыс.тенге для размещения 860 студентов колледжей в рамках государственного образовательного заказа в хостелах.

При этом, аудитом установлено несоблюдение санитарных норм, а также несоответствие условий проживания в хостелах с требованиями, утвержденными в технической спецификации к договорам аренды, заключенными организациями ТиПО, а также значительные недостатки обеспечения безопасности учащихся при проживании в хостелах.

Кроме того, у поставщиков арендуемых помещений под общежития для временного проживания студентов (хостелов) отсутствуют Правила внутреннего распорядка пользованием хостелов, информация о режиме работы хостела и т.п., а также отсутствует ограничение входа и выхода по времени учащихся, посетителей и посторонних лиц без досмотра проносимых предметов в общежитие (хостел) и т.д..

Выявленные факты свидетельствуют о том, что в хостелах не обеспечивается соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, безопасность учащихся, а также воспитательно-профилактическая работа, при этом среди учащихся колледжей значительное количество составляют несовершеннолетние подростки.

По итогам аудита в организациях ТиПО установлены системные нарушения законодательства в сфере государственных закупок, бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, а также факты неуставной деятельности организаций ТиПО.

Так по итогам аудита наложены административные штрафы за нарушение законодательства в сфере государственных закупок на 9 должностных лиц на сумму 1 047,9 тыс.тенге, бухгалтерского учета на 5 лиц на сумму 315,6 тыс.тенге (КГУ «Профессионально-технический колледж»,  ГККП «Гуманитарный колледж», ГККП «Многопрофильный колледж», ГККП «Колледж экономики, технологии и стандартизации пищевых производств», ГККП «Колледж энергетики и связи»).

Все указанные нарушения и недостатки отражаются на деятельности организаций учебного процесса ТиПО, качестве предоставляемого образования и дальнейшем трудоустройстве выпускников, а также свидетельствуют, о недостаточном уровне контроля и координации деятельности организаций ТиПО.

В целом по итогам госаудита общая сумма выявленных нарушений составила 88 656,3  тыс.тенге, в том числе финансовые нарушения 37 848,9 тыс. тенге, подлежащие возмещению, выявлено 115 процедурных нарушений, 18 фактов системных недостатков, связанных с деятельностью объекта государственного аудита.

Объем неэффективно использованных бюджетных средств - 48 599,0 тыс. тенге, объем неэффективного планирования составил 2 208,4 тыс. тенге.

По итогам заседания Ревизионной комиссией объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.