Пресс-релиз

2 мая 2024 года на очередном заседании Ревизионной комиссии города Астаны с участием депутатов маслихата столицы подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности субъекта квазигосударственного сектора ТОО «Хозяйственное управление Астаны».

Проведенный Ревизионной комиссией по городу Астана аудит показал, что в целом деятельность ТОО «Хозяйственное управление Астаны» соответствует организационной структуре организации и задачам, утвержденным Уставом. Субъект квазигосударственного сектора обеспечивает материально-техническое оснащение и социально-бытовое обслуживание государственных органов и их подведомственные организации, а также в рамках платных услуг предоставляет в аренду нежилые помещения сторонним юридическим и физическим лицам.

Вместе с тем, проведенный анализ выявил ряд недостатков и нарушений действующего законодательства Республики Казахстан и актов органа управления.

Некачественная разработка документов развития, отсутствие показателей результативности и качества, формальный подход при утверждении планов развития, вследствие чего не представляется возможным осуществить должным образом оценку ее реализации и достижения показателей, характеризующие развитие деятельности Товарищества.

Не соответствие уставной деятельности по управлению административных зданий, находящихся на балансе акимата города Астаны коду ОКЭД 68201- «Аренда и управление собственной недвижимостью», присвоенному в процессе юридической регистрации Товарищества, повлекло осуществление объектом аудита деятельности, не предусмотренным Уставом.

Отсутствие согласия антимонопольного органа на внесение изменений в перечень осуществляемых видов деятельности Товарищества путем включения деятельности по ОКЭД 68201 «Аренда и управление собственной недвижимостью» обусловлена тем, что данная деятельность предусмотрена лишь для зависимых, дочерних организаций юридических лиц с участием государства в соответствие с Приложением 5 Постановления №1095.

Допускаются процедурные нарушения в части регистрации и соблюдения норм уведомительного характера при регистрации в юстиции изменения размера уставного капитала Товарищества, кроме того не обеспечена достоверность и полнота ведения бухгалтерского учета вследствие несоблюдения норм законодательства в сфере бухгалтерского учета в части отражения операций по выбытию активов в связи с уменьшением уставного капитала, влекущие искажение данных о движение активов и объеме доходов/расходов в бухгалтерском балансе на общую сумму 222 483,8 тыс.тенге в 2022 году, на 266 705,4 тыс.тенге в 2023 году.

Отмечается некачественная разработка и составление внутренних документов (Ценовая политика, Положение об оплате труда и т.п.), а в отдельных случаях отсутствие внутренних актов, регламентирующих деятельность работников объекта аудита и его структурных подразделений (положения об отделах, должностные инструкции и т.д).

Допускается неэффективное планирование расходов и использования активов Товарищества, влекущих за собой избыточные расходы путем:

- искусственного завышения расходов по оплате труда вследствие включения в Штатное расписание Товарищества должностей с дублирующими должностными обязанностями и без учета потребности штатных единиц отдельных категорий обслуживающего персонала на общую сумму 187 685,0 тыс.тенге;

- не обеспечения контроля за арендаторами, использующих помещения Товарищества без осуществления арендных платежей вследствие занижения в договорных условиях площади арендуемого помещения на общую сумму
3 707,4 тыс.тенге;

- не обеспечения прозрачности формирования ценообразования платы за аренду нежилых помещений вследствие завышения размера накладных расходов и размера плановой рентабельности Товарищества на общую сумму 901 743,8 тыс.тенге, что является неэффективным использованием средств местного бюджета и активов;

- допущения фактов простоя нежилых помещений, предназначенных для сдачи в аренду вследствие отсутствия эффективной функционирующей системы управления рисками с целью обеспечения сохранности активов и эффективного использования ресурсов на общую сумму 9 927,0,0 тыс. тенге в 2023 году;

- не соблюдения норм трудового законодательства Республики Казахстан, повлекшее завышения расходов по заработной плате работников Товарищества вследствие включения необоснованных надбавок к заработной плате 130 сотрудникам в сумме 3 237,6 тыс.тенге;

- отсутствия взаимодействия между производственными подразделениями Товарищества и службой бухгалтерского учета в части своевременного и достоверного предоставления первичных бухгалтерских документов.

Не соблюдение условий законодательства в сфере государственных закупок в части:

- не принятия или несвоевременного принятия предусмотренных законодательством мер в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиками обязательств по договорам о государственных закупках (не обращение в суд с иском о признании недобросовестным поставщиком, не взыскание неустойки и т.д.);

- несвоевременного утверждения и размещения на веб-портале государственных закупок информации об оплате стоимости товаров (работ, услуг);

- отсутствия контроля за исполнением договорных обязательств в соответствие с условиями договора и требованиями технических спецификаций.

Всего по итогам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 502 501,2 тыс.тенге, из них подлежат восстановлению на сумму 489 189,2 тыс.тенге, возмещению - 13 312,0 тыс.тенге, сумма неэффективного планирования составила 212 919,0 тыс.тенге, неэффективно использованных средств/активов государства и субъекта квазигосударственного сектора – 1 571 002,4 тыс.тенге, сумма возможных потерь и упущенной выгоды на 41 329,8 тыс.тенге, а также установлены 33 нарушений процедурного и 19 системного характера.

Вместе с тем, в целях повышения эффективности управления активами Товарищества в ходе государственного аудита приняты меры путем:

- приведения в соответствие с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года №185 по бухгалтерскому учету восстановлены операции на общую сумму 489 189,2 тыс.тенге;

- разработаны и утверждены приказом директора от 20 февраля 2024 года №05-н/к положения структурных подразделений Товарищества в целях совершенствования внутренних актов, регламентирующих деятельность структурных подразделений Товарищества;

- приведены в соответствие с первичными бухгалтерскими документами сведения, размещаемые на Портале Государственных закупок во вкладке «Информация об оплате» на общую сумму 4 947,4 тыс.тенге;

- в доход Товарищества обеспечено поступление пени, предъявленная арендаторам за несоблюдение сроков уплаты арендных платежей на общую сумму 968,2 тыс. тенге;

- в доход Товарищества обеспечен возврат доплат, необоснованно выплаченных работникам Товарищества путем возмещения (удержания с заработной платы) на общую сумму 3 237,6 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам выявленных нарушений Ревизионной комиссией возбуждены 2 административных производства в части превышения натуральных норм по административным расходам, а также в уполномоченный орган направлены 4 материала для возбуждения административного производства.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объекту аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.