Проблемы и сложности бюджетного планирования

Насколько эффективно были использованны бюджетные средства в прошлом году? Этот и другие вопросы мы адресовали председателю Ревизионной комисси по городу Астане Галымжану Молдаш, который также поделился замечаниями, возникшими во время анализа исполнения доходной и расходной частей местного бюджета.

– Галымжан Омиралиулы, расскажите пожалуйста, какие основные показатели были достигнуты бюджетом в 2016 году?

– По итогам 2016 года отмечается динамика роста основных социально-экономических показателей. Так, по данным Департамента статистики города Астаны ВРП города за 9 месяцев 2016 года составил 3,5 трлн. тенге и увеличился по сравнению аналогичным периодом 2015 года на 17,5%.

Вместе с тем, по отдельным отраслям экономики наблюдается  небольшой спад, например в промышленности – на 0,1%, операции с недвижимым имуществом – на 0,6%, оптовой торговле – на 1,2%.

– Как председатель Ревизионной комиссии, какие Вы можете отметить недоработки при формировании бюджета?

– Астана как динамично развивающийся город ежегодно увеличивает поступления как в доход республиканского так и доход местного бюджета. Так, собственные поступления в бюджет ежегодно увеличиваются на 19-20%, это в порядке 200,7 млрд. тенге, что конечно же радует с одной стороны. С другой, несмотря на рост социально-экономических показателей, остается практика утверждения достаточно пессимистического бюджета столицы с дальнейшей его корректировкой по фактическим поступлениям, т.е. деньги появляются не в начале финансового года, а в течение года, это может быть и в первом, во втором, в третьем, в четвертом квартале. Тем самым, возникает риск качественного освоение средств, достижение намеченных показателей. Не секрет, что в погоне за освоением бюджета, администраторы перечисляют значительные средства в счет авансовых платежей, тем самым увеличивая объемы дебиторской задолженности.

Насколько администраторы бюджетных программ эффективно используют бюджетные средства? С чем, зачастую связано неосвоение средств?

– Администраторы бюджетных программ допустили увеличение объемов неосвоенных бюджетных средств на 38,4% по сравнению с 2015 годом - с 713,9 млн. тенге до 987,8 млн. в 2016г. Тем не менее, по затратам бюджета преимущественно обеспечено полное исполнение. Правда, результаты аудиторских проверок Ревизионной комиссии свидетельствуют о том, что эффективное использование бюджетных средств и активов государства обеспечивается не во всех случаях, в том числе и субъектами квазигосударственного сектора. Учитывая, что бюджет развития столицы составляет 30,8%, в его реализации отмечаются отдельные системные недостатки.

К примеру, все еще не решены вопросы развития инфраструктуры окраин города. Из-за недостаточной организации процесса управления проектами, не удается обеспечить население столицы централизованным водоснабжением и водоотведением. Лишь от 38% до 87% городских жителей имеют доступ к централизованному водоотведению, тогда как количество не пользующихся данными услугами, составляет более 90 тыс. человек.

Кроме того, в силу различных причин активы государства  в виде завершенных объектов своевременно не передаются в коммунальную собственность. Не в полной мере обеспечивается эффективное использование земельного фонда столицы.

– Как на Ваш взгляд необходимо решать эту проблему?

– Отчасти, проблемы в сфере использования земельного фонда связаны и с пробелами законодательного характера. Они приводят к неэффективному использованию земельных участков, и как результат к недопоступлениям налогов. Об этом я не раз подробно говорил на заседаниях постоянных комиссий маслихата. Имеются определенные издержки и в правоприменительной практике понятийных аппаратов целевого назначения земельных участков.

Кстати, социальная сфера это тоже важнейший показатель уровня развития каждого региона и страны в целом. Столица в этом плане не исключение. В бюджете Астаны только 29,6% затрат направлены в данную область и тенденция ее роста в абсолютных цифрах впечатляет.

Вместе с тем, сложность ее функционирования связана не только низким уровнем финансовой дисциплины отдельных объектов, но и отсутствием должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ. К примеру, важный показатель сферы образования - это уровень вовлеченности детей школьного возраста дополнительным образованием. В столице он составляет 23% при среднереспубликанском значении 61%. Между тем доля детей, охваченных детско-юношеским движением, вовсе составляет 1,2% при среднереспубликанском 41%.

Это связано не только с постоянным ростом численности школьников, но и отсутствием в столице единой стратегии развития сферы дополнительного образования. Анализ показал, что за последние три года количество кружков увеличилось лишь на 13% ,и то только благодаря новому Дворцу школьников, где всего действует 265 кружков.

В сфере физической культуры и спорта более пристального внимания требует материально-техническое оснащение наших детско-юношеских спортивных школ. Значительные средства направляются на аренду полей и залов – это 126,4 млн.тенге ежегодно, при этом, в отдельных случаях имеющаяся спортивная база используется неэффективно.

– Какие меры предпринимаются для того, чтобы повысить финансовые показатели в столице?

– Акиматом города реализуются множество мероприятий по улучшению учета объектов коммунального имущества, планов оздоровления финансового состояния субъектов квазигосударственного сектора, в том числе путем передачи несвойственных государству предприятий и организаций в конкурентную среду. Несвоевременная реализация планов по приватизации ведет к дополнительным неэффективным затратам местного бюджета.

Однако, наблюдается положительный тренд по снижению как суммарного убытка, так и количества субъектов квазигосударственного сектора с отрицательными финансовыми показателями. В тоже время, деятельность большинства субъектов квазигосударственного сектора столицы в целом остается низкоэффективной с точки зрения достижения финансовых результатов.

Впрочем, указанные отдельные недостатки и упущения в целом не повлияли на своевременность исполнения акиматом столицы поручений Главы государства и Правительства Республики Казахстан, а также достижения основных индикаторов Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы.

– Какая работа проведена Ревизионной комиссией в перовом полугодии текущего года?

В соответствии с утвержденным планом на первое полугодие 2017 года, Ревизионной комиссией по городу Астане проведено 10 аудиторских мероприятий на 32 объектах аудита, объем бюджетных средств, охваченных аудитом составил 112,2 млрд.тенге, или больше аналогичного показателя первого полугодия 2016 года в  2,3 раза.

Объем выявленных нарушений составил в сумме 30,5 млрд.тенге или 27,2% от всего объема охваченных государственным аудитом бюджетных средств, в том числе финансовых 20,2 млрд.тенге и процедурных 8,8 млрд.тенге.

При этом, объемы сумм, подлежащих возмещению в бюджет, составили 737,6 млн.тенге, или больше чем за аналогичный период прошлого года в 4,5 раза, а суммы, подлежащих восстановлению составили 19 464,1 млн.тенге, соответственно больше на 11% по сравнению с первым полугодием 2016 года.

Как показывает анализ, основную долю финансовых нарушений составляют нарушения в сфере ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в общей сумме 19,3 млрд.тенге, или 63,3%.

Из процедурных нарушений в общей сумме львиную долю составили нарушения в сфере осуществления государственных закупок в общей сумме 5,0 млрд. тенге, или 57,3%.

На сегодняшний день объектами аудита по итогам проверок Ревизионной комиссии восстановлены средства в сумме 1 745,0 млн.тенге и возмещены в бюджет в сумме 704,5 млн.тенге.

Ревизионной комиссией, в реализацию положений законодательства о государственном аудите и финансовом контроле, за отчетный период акимату города Астаны, государственным органам и объектам аудита направлены 153 рекомендаций и поручений.

Итоги государственного аудита и финансового контроля на ежеквартальной основе представляются в Маслихат города Астаны, в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.

К административной ответственности в виде штрафа привлечены 16 должностных лиц на общую сумму 2 961,0 тыс. тенге, к дисциплинарной ответственности привлечены 25 должностных лица в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений передано 2 материала.

Юлия Мендецкая

Опубликовано в газете «Астана ақшамы» от 18 июля 2017 года