Итоги государственного аудита эффективности использования средств резерва местного исполнительного органа, а также анализ дебиторской и кредиторской задолженностей администраторов бюджетных программ

24 августа 2022 года состоялось совместное заседание Маслихата города Нур-Султан и Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности использования средств резерва местного исполнительного органа, а также анализ дебиторской и кредиторской задолженности администраторов бюджетных программ, который показал, что в целом Управлением финансов и администраторами бюджетных программ проводится существенная работа в рамках использования средств резерва местного исполнительного органа и по снижению дебиторской и кредиторской задолженности. Вместе с тем, аудит показал наличие нарушений и недостатков при осуществлении данных видов деятельности, а также неполноту мер, принимаемых для снижения проблемной дебиторской и кредиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности администраторов бюджетных программ показал, что наблюдается ежегодный рост общей суммы задолженности: на конец 2020 года задолженность составляла 44 626 089,4 тыс. тенге, увеличившись с 2019 годом на 5 102 971,9 тыс. тенге или на 13%, на конец 2021 года с 2020 года увеличилась на 1 665 345,8 тыс. тенге или на 1%, достигнув 45 291 435,2 тыс. тенге.

Основная доля дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2022 г. приходится на Управление строительства – 18 610 485,1 тыс.тенге или 41,1%, Управление энергетики – 17 566 869,9 тыс.тенге или 38,8 %, Управление транспорта – 6 264 166,2 тыс.тенге или 13,8%. То есть, на данные управления в сумме приходится 93,7%. При этом, в общей сумме дебиторской задолженности 83,1% составляет задолженность прошлых лет.

Данными администраторами претензионно-исковая работа проводится не на должном уровне. Так, Управлением строительства не проводилась судебно-претензионная работа по взысканию с 7 подрядных организаций задолженности на общую сумму 96 063,9 тыс. тенге. Кроме того, анализ данных по исполнительному производству в отношении 38 подрядчиков по 57 договорам, по которым имеются решения судов, показал, что 26 исполнительных документов возвращены без исполнения, 31 исполнительных документов не значатся в автоматизированной информационной системы органов исполнительных производств.

Аналогично Управлением энергетики вообще не проводилась судебно-претензионная работа по взысканию с 11 подрядных организаций задолженности на общую сумму 7 219 207,1 тыс. тенге. При этом установлено, что 32 подрядчика с не погашенной дебиторской задолженностью перед бюджетом являются действующими налогоплательщиками, оплачивающими обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а 8 поставщиков, имеют на сегодняшний день действующие договора о государственных закупках с Управлением энергетики. Кроме того, в нарушение действующего законодательства Управлением энергетики не проводится сверка с дебиторами.

Управлением транспорта по подрядчикам, имеющим дебиторскую задолженность прошлых периодов, направлялись иски в суд. Однако Управлением проведена слабая работа по взаимодействую с частными судебными исполнителями по материалам, направленным для принудительного исполнения в результате по вынесенным решениям в отношении 5 подрядчиков на сумму 83 488,6 тыс. тенге срок исполнения исполнительного производства истек. По 8 подрядчикам, имеющим задолженности прошлых лет перед Управлением транспорта, отсутствуют сведения по исполнительному производству. При этом установлено, что 6 подрядчиков с не погашенной дебиторской задолженностью перед бюджетом являются действующими налогоплательщиками, оплачивающими обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. Также Управление транспорта не воспользовалось правом признания банкротом подрядчиков с числящейся задолженностью прошлых лет.

Анализ кредиторской задолженности администраторов бюджетных программ показал, что в проверенном периоде наблюдаются колебания ее объемов с существенным ее увеличением к концу 2022 года. Так, в 2020 году наблюдалось снижение по сравнению с 2019 годом на 52%, в 2021 году увеличение на 124%. В результате с конца 2019 года кредиторская задолженность в сумме 21 859 773,0 тыс. тенге к концу 2021 года увеличилась на 3 456 726,4 тыс. тенге или 15,8%, достигнув 25 316 499,4 тыс. тенге.

Аналогично лидирующие позиции по наличию кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2022 г. занимают Управление строительства (77% или 19 584 953,0 тыс. тенге), Управление транспорта (10% или 2 656 610,0 тыс. тенге), Управление энергетики (2% или 463 403,6 тыс. тенге). Проведенный аудит показал непринятие полных мер по проведению мероприятий по списанию кредиторской задолженности прошлых лет, используются не все возможности по ее отработке и списанию, предусмотренные законодательством, не производится сверка с кредиторами. Причинами этого аналогично с дебиторской задолженностью является низкий уровень систем внутреннего контроля администраторов бюджетных программ. При этом, кредиторская задолженность прошлых лет в Управлении строительства по состоянию на 1 января 2022 г. составила 1 029 881,4 тыс. тенге, в Управлении транспорта – 359 843,9 тыс. тенге и в Управлении энергетики – 304 962,9 тыс. тенге.

Исполнение утвержденного Графика погашения дебиторской и кредиторской задолженностей на 2022 год достигается за счет погашения текущих задолженностей. Необходимые усилия на погашение задолженностей прошлых периодов не направляются.

Кроме того, часть средств резерва планировалась и использовалась неэффективно. К примеру, в ходе встречной проверки в Управлении строительства установлено, что средства, выделенные на капитальный ремонт противопожарных систем в жилых комплексах «Орбита» и «Территория комфорта-2», в сумме 360 215,2 тыс. тенге использованы не эффективно, так как данные противопожарные системы после ремонта не функционируют.

Управлением строительства не обеспечена достоверность подтверждения выполненных работ по 4 проектам на общую сумм 7 711,3 тыс.тенге, реализованным за счет средств резерва местного исполнительного органа. При этом, по одному из этих проектов договор расторгнут, а числящаяся по этому договору дебиторская задолженность в сумме 41 805,0 тыс. тенге не взыскана, к подрядчику, не исполнившему обязательства, не приняты меры по признанию недобросовестным участником государственных закупок.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 49 516,3 тыс. тенге, из них подлежащие восстановлению 7 711,3 тыс. тенге и возмещению 41 805,0 тыс. тенге, неэффективное планирование бюджетных средств на общую сумму – 600 000,0 тыс. тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 519 428,9 тыс. тенге, 13 недостатков и 43 процедурных нарушения.

По итогам аудита в целях устранения установленных нарушений и недостатков Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации в части проведения претензионно-исковой работы по всем дебиторам; контроля за принятием исчерпывающих мер принудительного взыскания судебными исполнителями по исполнительным производствам, в том числе путем повторного предъявления исполнительного листа к исполнению; принятия мер по признанию банкротом подрядчиков с числящейся задолженностью прошлых лет.