5 мая 2020 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан

Проведенный государственный аудит эффективности налогового администрирования, полноты и своевременности поступлений в местный бюджет налогов и других платежей показал, что, несмотря на увеличение объема налоговых поступлений, анализ данных последних лет свидетельствуют, что наблюдается тенденция снижения темпов прироста налоговых поступлений в местный бюджет: с 17,6% (2016 год) до 4,2% (2019 год). Снижение темпов роста налоговых поступления существенно повлияло на исполнение целевого индикатора Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы «Темп роста налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, %», который в 2019 году не достигнут. Не оказало существенной помощи произведенное в декабре 2019 года авансирование денежных средств в сумме 3 260,0 млн.тенге некоторыми крупными налогоплательщиками в счет будущих периодов. При этом, на 2019 год сокращение темпа прироста уже было запланировано (с 18,6% в 2016 году до 6,4 в 2019 году). Также, несмотря на сокращение в течение 2019 года прогнозных показателей (по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты – на 3 637,2 млн.тенге (сокращение на 3,34%), социальному налогу – на 2 487,8 млн.тенге (сокращение на 2,62%), налог на транспортные средства с физических лиц – 548,8 млн.тенге (сокращение на 8,35%), в целом план по налоговым поступлениям исполнен лишь на 98,7% (не исполнение на 1,3% или на 3 441,3 млн.тенге).

Так, стабильный характер соотношения недоимки к общей сумме налоговых поступлений показал, что Департаментом государственных доходов по городу Нур-Султан (далее – Департамент, органы государственных доходов) не обеспечена эффективность и результативность работы по снижению недоимки, которая является для налоговых органов приоритетной и актуальной задачей.  Размер недоимки за последние три года возрос на 98% или на 1 897,0 млн.тенге и составил на конец 2019 года 3 830,7 млн.тенге. Одним из проблем сокращения недоимки является отсутствие информационных систем по интеграции органов исполнительного производства и органов государственных доходов. В связи с чем по 16 579 налоговым приказам, находящимся в работе у частных судебных исполнителей для принудительного исполнения налоговой задолженности физических лиц, в Департаменте отсутствует информация в части их исполнения, так как сам механизм направления налоговых приказов не автоматизирован.   

Органами государственных доходов допускаются нарушения налогового законодательства при осуществлении налогового администрирования, имеющие системный характер (не своевременное направление уведомлений о налоговой задолженности, налоговых приказов;  отсутствие в ИС ИНИС данных о сроках вручения уведомлений о налоговой задолженности физических лиц, направленных на бумажных носителях посредством почты (заказным письмом); неправомерное применение норм налогового законодательства к индивидуальным предпринимателям, а в других случаях не применения своевременных мер налогового администрирования к налогоплательщикам, не использующие земельные участки по целевому назначению, по которым получены сведения с уполномоченного органа о вручении предписания).

Проведенный анализ по зарегистрированным контрольно-кассовым аппаратам и лицевым счетам выявил отсутствие платы на эмиссию в окружающую среду по коммерческим объектам (бани, магазины, салоны и т.п.), которые производят отопление на твердом топливе. Кроме того, указанные налогоплательщики не участвуют в формировании бюджета города посредством уплаты налога на имущество и земельного налога.

Анализ полноты исчисления налога на транспортные средства с физических лиц показал, что владельцы транспортных средств с большим объемом двигателя и с увеличенной вместимостью, повышенной проходимостью (джипов, пикапов, лимузинов) уплачивают налог на транспортные средства по заниженной ставке, при этом органы государственных доходов также в нарушение налогового законодательства при исчислении налога к указанным транспортным средствам не применяют налоговые ставки, предусмотренные к легковым транспортным средствам, что приводит к потерям местного бюджета (выборкой за 2018 год только по 12 налогоплательщикам не допоступило 2,6 млн.тенге,  2019 год – 6,4 млн.тенге по 25 налогоплательщикам). Кроме того, выявлены случаи нарушения Закона  Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении» республиканским государственным учреждением «Департамент полиции города Нур-Султан Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Департамент полиции) при регистрации 26 транспортных средств, также влияющие на объем налоговых поступлений.

Согласно данным Департамента уполномоченными государственными органами не предоставляется информация о плательщиках государственной пошлины, исчисленных ими суммах государственной пошлины и сведения о плательщиках сбора и объектах обложения. Указанные действия приводят к нарушению требований норм Налогового Кодекса (пункт 5 статьи 550, пункт 2 статьи 607). При этом, Департаментом в данном направлении не ведется работа и не принимаются соответствующие меры к  уполномоченным государственным органам.

В нарушение пункта 16 главы 2 Правил государственной регистрации транспортных средств Департамент полиции государственную регистрацию транспортных средств с 1 июля по 31 декабря 2019 года осуществлял без рассмотрения необходимых документов для совершения регистрационных действий. Таким образом, за указанный период зарегистрировано 63 304 единиц транспортных средств. В связи с чем возникает вопрос о полноте поступлений в бюджет сборов и платежей при их регистрации.

Также требует особого внимания взаимоотношения уполномоченных органов по вопросам земельных отношений. Материалы аудита свидетельствует об отсутствии взаимодействия между ГУ «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Нур-Султан» (далее – Управление архитектуры) и ГУ «Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан» (далее – Управление контроля городской среды). Так, Управлением архитектуры не своевременно направляются в Управление контроля городской среды результаты визуального осмотра для принятия мер к налогоплательщикам, последний не представляет информацию о принятых мерах. В связи с чем не приняты соответствующие меры по 113 земельным участкам.

ГУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования города Нур-Султан» (далее - Управление природопользования) в нарушение экологического законодательства Республики Казахстан не направляло сведения о природопользователях, не предоставивших отчет о выполнении условий природопользования, в орган, осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды, для принятия мер реагирования в соответствии с законодательством. Кроме того, Ревизионная комиссия констатирует факт отсутствия содействия поступления Платы за эмиссию в окружающую среду аппаратами акима районов столицы.

Анализ налоговых проверок, проведенных органами государственных доходов, свидетельствуют об их неэффективности (Так, в 2018 году 74,7% в 2019 году – 78,8% проведенных проверок по вопросу полноты и своевременности уплаты ИПН оказались безрезультатными, проверки налогоплательщиков по социальному налогу соответственно 76,8 % и 78,9%; налогу на транспортные средства – 62,8% и 75,9%).  Одним из причин без результативных проверок, является действующая система отбора проверок налогоплательщиков, которая проводится без отдельного учета налогов, сборов и других платежей в местный бюджет, что в конечном счете приводит к не проведению налоговых проверок с посещением объекта налогоплательщиков по местным налогам и платежам в течении ряда лет. 

Таким образом, итоги государственного аудита показали на наличие недостатков и нарушений, допускаемых работниками органов государственных доходов и уполномоченных государственных органов (Управление архитектуры, Управление природопользования, Департамент полиции, Управление контроля городской среды).

Всего общая сумма прямых (косвенных) потерь бюджета составило 216,5 млн. тенге, выявлено 28 нарушений процедурного и 91 системного характера, неэффективное планирование бюджетных средств составило 2 687,2 млн.тенге.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендаций.