Итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета

11 мая 2023 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Астана, где рассмотрены итоги государственного аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, который показал, что консолидированная финансовая отчетность местного бюджета и администраторов бюджетных программ, охваченных аудитом, отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение по состоянию на 31 декабря 2022 года, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2022 год в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан, за исключением влияния на финансовую отчетность обстоятельств, изложенных в разделе, содержащем основание для выражения мнения с оговоркой.

На основании полученных аудиторских доказательств, выражено мнение с оговоркой, так как получен вывод о том, что влияние установленных искажений на финансовую отчетность является существенным для финансовой отчетности в целом, но не всеобъемлющим.

Так, при усредненном значении порога существенности в целом для КФО МБ в размере 28 007 393,7 тыс. тенге общая сумма искажений финансовой отчетности, являющихся существенными, по результатам настоящего аудита и информации Департамента внутреннего государственного аудита по городу Астана составила на сумму 60 250 413,4 тыс. тенге (Управление строительства – 4 244 419,1 тыс. тенге, Управление энергетики – 22 901 324,1 тыс. тенге, Управление транспорта – 1 513 817,5 тыс. тенге, Управление цифровизации – 2 200 712,2 тыс. тенге, Управление природопользования – 4 611 256,2 тыс. тенге, Управление по делам религий – 47 267,6 тыс. тенге, Управление образования – 24 638 882,8 тыс. тенге, Управление по инвестициям – 89 434,9 тыс. тенге, Управление внутренней политики – 836,4 тыс. тенге, Управление активов – 2 462,6 тыс. тенге).

Искажения финансовых отчетностей АБП допущены по следующим основным элементам финансовой отчетности:

- неверное отражение финансовых инвестиций в уставный капитал субъектов квазигосударственного сектора по балансовой стоимости, тогда как необходимо отражать по справедливой;

- не отражение и неверное отражение основных средств и незавершенного строительства.

Кроме того, установлены нарушения и недостатки, в том числе системы внутреннего контроля, указывающие на риски возможных искажений, такие как:

- отсутствие инвентаризации активов и обязательств по отдельным элементам финансовой отчетности;

- уклонение от надлежащего ведения бухгалтерского учета;

- не подтверждение первичными документами отдельных элементов финансовой отчетности;

- ненадлежащее оформление бухгалтерских документов.

В целом по итогам аудита установлены искажения финансовой отчетности, являющиеся финансовыми нарушениями, на общую сумму 56 776 858,4 тыс. тенге, искажения финансовой отчетности, являющиеся процедурными нарушениями на общую сумму 3 420 429,9 тыс. тенге, 25 процедурных и 8 системных недостатков, а также прочие финансовые нарушения на общую сумму 16 597,4 тыс. тенге.

Основными причинами допущения нарушений являются не надлежащее исполнение работниками АМБП своих функциональных обязанностей, недостаточный уровень компетенции должностных лиц, необеспечение со стороны руководящего состава должного контроля за соблюдением работниками АМБП норм законодательств Республики Казахстан.

Ревизионной комиссией по результатам аудита для привлечения к административной ответственности по 10 фактам составления искаженной финансовой отчетности и уклонения от ведения бухгалтерского учета материалы направлены в Департамент внутреннего аудита по городу Астана.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков по итогам аудита Ревизионной комиссией направлены выработанные поручения и рекомендации.