Подведены итоги деятельности Ревизионной комиссии по городу Астана за 2022 год

Актуальность и необходимость повышения эффективности бюджетных расходов отмечается в ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана. В целом государственной политикой уделяется большое значение укреплению и развитию экономического благосостояния Казахстана. Надо понимать, что рост благосостояния напрямую связан с грамотным распределением бюджета и его эффективным исполнением, что является основой экономического процветания страны. Одним из инструментов государственного контроля являются аудиторские проверки.

Так, целью деятельности Ревизионной комиссий по городу Астана (далее – Ревизионная комиссия) определено повышение эффективности управления и использования средств местного бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, выявление нарушений и недостатков при исполнении бюджета.

Ежегодно в рамках реализации возложенных полномочий Ревизионной комиссией проводятся аудиторские проверки в соответствии с утвержденным Перечнем объектов государственного аудита. Вместе с тем, деятельность Ревизионной комиссии направлена не только на выявление нарушений, а в первую очередь на определение системных недостатков и проблемных вопросов, а также путей их решения.

В 2022 году проведено 16 аудиторских мероприятий на 54 объектах с общим объемом охваченных аудитом средств 164,6 млрд. тенге, из них средства местного бюджета – 135,0 млрд. тенге (82%) и республиканского бюджета – 29,6 млрд. тенге (18%).

Общая сумма выявленных нарушений составила 193,7 млрд. тенге, из которых финансовые нарушения – 62,0 млрд. тенге (32,0%); неэффективно использовано бюджетных средств и активов – 10,7 млрд. тенге (5,5%); неэффективное планирование – 121,0 млрд. тенге (62,5%).

Из финансовых нарушений на сегодняшний день возмещены 0,9 млрд. тенге (67,9%) из подлежащих к возмещению 1,3 млрд.тенге, восстановлены 38,1 млрд.тенге (67,2%) из 60,7 млрд.тенге.

Такие результаты получены с учетом использования инструментов риск-ориентированного подхода, которые позволили сократить нагрузку на объекты аудита с низким уровнем риска, увеличить количество проверенных высокорисковых объектов и областей аудита и при этом оптимизировать временные и трудовые затраты.

В структуре финансовых нарушений доминируют нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности – 60,3 млрд тенге (или 97,3%). В их числе в большинстве своем – грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета, выразившиеся в искажении показателей бухгалтерской отчетности. Помимо вышеизложенных фактов нарушений, установленных в ходе аудита, выявляются нарушения в части соблюдения требований по оформлению учетной политики, общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе к ее составу.

В ходе мероприятий по проверке исполнения бюджетов выявлены нарушения формирования бюджетов, а также нарушения нормативных правовых актов, регулирующих исполнение бюджетов на сумму 119,1 млрд тенге (61,5%). Нарушения при формировании бюджета допущены преимущественно в части планирования бюджетных ассигнований и их обоснований главными распорядителями бюджетных средств.

Кроме того, в деятельности объектов аудита выявлены 1144 процедурных нарушений и 397 системных недостатков, которые служат предпосылками для возможного допущения нарушений.

Установленные по результатам аудиторских мероприятий нарушения и недостатки нашли отражение в предписаниях, направленных проверяемым объектам, в информационных письмах и обращениях в заинтересованные органы. По выявленным проблемным вопросам сформулированы рекомендации по повышению эффективности мер государственного управления.

Поручения (рекомендации), которые дает Ревизионная комиссия по итогам аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий, позволяют улучшить работу объекта аудита, создают условия для целевого, эффективного использования ресурсов, повышают качество финансовой дисциплины и госуправления в целом.

По итогам проведенных в 2022 году аудиторских мероприятий руководителям объектов аудита направлено 63 рекомендации и 235 поручений. В соответствии с Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле» предписания направляются руководителям объектов в целях пресечения выявленных нарушений, возмещения причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц. Представление должно быть выполнено в установленный срок. О принятых мерах руководители объектов обязаны уведомить Ревизионную комиссию в письменной форме. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения представления объектам аудита направляются предписания, обязывающие их выполнить ранее направленные требования. В рамках выполнения предписаний объектами аудита принимались необходимые меры и все рекомендации и поручения исполнены в полном объеме.

К числу основных способов устранения объектами аудита нарушений и недостатков относятся проведение проверок в отношении лиц, допустивших нарушения, а также профилактика недопустимости повторных нарушений. За 2022 год объектами государственного аудита за допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности 79 должностных лиц.

Вместе с тем, Ревизионной комиссией в уполномоченные органы и суды направлены 159 материалов для привлечения к административной ответственности.

По итогам рассмотрения направленных материалов привлечены к адмответственности в виде штрафа 113 лиц на общую сумму 11,3 млн. тенге, в том числе 65 должностных лиц на 9,0 млн. тенге и 48 юридических лиц на 2,3 млн. тенге, по 9 фактам отказано в возбуждении административного производства по независящим причинам от Ревизионной комиссии, по 37 фактам административные производства находятся на стадии рассмотрения в установленные сроки.

Также непосредственно Ревизионной комиссией возбуждены 23 административных дела и наложены штрафы на 5,0 млн.тенге.

Ввиду наличия признаков состава уголовного правонарушения переданы 12 материалов по 31 факту в прокуратуру города Астана для рассмотрения и принятия процессуального решения.

Следует отметить, что в течении 2022 года Ревизионной комиссией по итогам аудиторских мероприятий направлены 33 рекомендации в центральные государственные органы на устранение пробелов и противоречий, а также на совершенствование бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.

В соответствии с Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле» Ревизионная комиссия является уполномоченным органом внешнего государственного аудита и финансового контроля в столице.

Ревизионная комиссия в рамках своих компетенций взаимодействует с Маслихатом, исполнительными органами, правоохранительными органами, общественными организациями и гражданами. В этом взаимодействии госорган стремится выступать в качестве стратегического партнера, который помогает формировать перспективную картину социально-экономического состояния столицы и комплексное понимание рисков недостижения целей развития.

В 2022 году взаимодействие с Маслихатом города, Высшей аудиторской палатой, местными исполнительными органами осуществлялось по следующим традиционным направлениям:

  • представление на рассмотрение маслихата отчет об исполнении местного бюджета, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа;
  • ежеквартальное представление в маслихат текущую оценку исполнения местного бюджета;
  • подготовка информации по запросам депутатов маслихата;
  • представление результатов аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий в маслихат и Аппарат акима столицы;
  • участие Председателя и Членов, руководителя аппарата ревизионной комиссии на сессиях и заседаниях Маслихата и его постоянных комиссий, а также Общественного совета города;
  • участие депутатов маслихата на заседаниях Ревизионной комиссии по рассмотрению итогов аудиторских мероприятий;
  • ежеквартальное предоставление Высшей аудиторской палате информацию о своей работе за отчетный период;
  • проведение параллельных и совместных проверок с Высшей аудиторской палатой и Департаментом внутреннего государственного аудита.

В 2023 году Ревизионная комиссия планирует провести 18 мероприятий, в том числе 16 аудиторских на 52 объектах с охватом 471,5 млрд.тенге, 2 экспертно-аналитических мероприятий. Также в перечень объектов государственного аудита входят 3 мероприятия, переходящие из 2022 года. В основном мероприятия посвящены оценке эффективности расходования средств бюджета и активов: 15 аудитов эффективности, 1 по аудиту финансовой отчетности местного бюджета.