Итоги государственного аудита эффективности управления активами квазигосударственного сектора в АО «Астана Innovations»

2 июня 2022 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан, где рассмотрены итоги государственного аудита эффективности управления активами квазигосударственного сектора в АО «Астана Innovations».

Аудит показал, что АО «Астана Innovations» (далее - Общество) в целом проводится определенная работа, направленная на реализацию уставных видов деятельности связанных с организацией и проведением инновационных конкурсов, акселерационных программ и иных мероприятий, в целях развития инновационной экосистемы города Нур-Султан, по мониторингу реализации проекта государственно-частного партнерства «Сергек», осуществления технической поддержка системы комплексного обеспечения жизнедеятельности города Нур-Султан (СКОЖ).

Вместе с тем, проведенный анализ деятельности Общества выявил ряд системных недостатков и нарушений и наличие резервов для повышения эффективности деятельности управления активами Общества.

Так, установлены нарушения и недостатки корпоративного управления Общества связанные, в части отсутствия более трех лет оценки деятельности Совета директоров Общества, необоснованного использования денежных средств, направленных на выплату поощрений (премий) и компенсационные выплаты при расторжении трудовых договоров с работниками Общества, неэффективного использования активов, оказанием значительной спонсорской помощи, при убыточности Общества. Отмечается высокая сменяемость работников (кадров) Общества, а также первых руководителей, наличие большого числа руководящих работников и дублирование деятельности между ними. Стратегия развития Общества, подвержена частым изменениям, отчетность о результатах реализации Стратегий, не составлялась. Установлены отдельные нарушения в сфере законодательства о естественных монополиях.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности Общества показал, что основная часть доходов Общества формируется за счет оказания услуги государству в рамках реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности с ГУ «Управление по инвестициям и развитию предпринимательства города Астана» и в дальнейшем с ГУ «Управление цифровизации и государственных услуг города Нур-Султан».

Отмечается, что за период проведения аудита Общество является убыточным в 2019 году убыток составил – 626 168,0 тыс. тенге, в 2020 году – 256 998,0 тыс.тенге, в 2021 году по операционным данным бухгалтерского учета убыток составил - 290 058,0 тыс.тенге.

Аудитом отмечается неэффективная реализация отдельных проектов. Так, как: из 8 подсистем СКОЖ, в настоящее время в Обществе используется только 1 подсистема, 1 подсистема функционирует не в полном объеме, в связи, с чем неэффективно используются активы Общества с общей стоимостью 239 617,8 тыс. тенге.

Кроме того, в 2013 году были закуплены инженерные терминалы и блоки питания в количестве 2 000 штук на общую сумму 79 859,2 тыс. тенге для реализации проекта «Smart Building», которые не использовались, в связи с не востребованностью ее стоимость по состоянию на июнь 2021 года обесценена до 58 291,1 тыс. тенге.

Оператором и координатором реализации Концепции проекта «Smart Astana» определено Общество, срок реализации которого рассчитан до конца 2021 года. Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует новый документ по дальнейшей реализации проекта «Smart Astana», предусматривающий определение и вхождение столицы в рейтинг лучших городов мира.

Также Концепцией «Smart Astana» предусматривалось определение основным источником финансирования проектов через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) и частным инвестициям, при этом в настоящее время только один проект (Сергек) реализуется через механизм ГЧП и ни один проект не реализован (не внедрен) за счет частных инвестиции.

В Системе оплаты труда Общества не предусмотрены критерии оценки, по которым определяется выплата премий индивидуального характера за активное участие и большой вклад в реализацию проектов Общества, качественное и оперативное выполнение других особо важных заданий и срочных работ, что приводит к неэффективным тратам.

Все вышеуказанное показывает на необходимость повышения эффективности деятельности Общества.

Анализ двух основных проектов (СКОЖ и Сергек), реализуемых и сопровождаемых Обществом показал, что более экономически целесообразным видятся проекты ГЧП как «Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации и видеоаналитики в городе Астане» («Сергек»), которая наряду с обеспечением общественной и дорожной безопасности, не создает нагрузки на местный бюджет, при этом на содержание подсистемы «Видеонаблюдение» СКОЖ ежегодно направляются значительные средства местного бюджета.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовые нарушения на общую сумму 40 927,1 тыс. тенге, которые подлежат возмещению (возмещено 4 477,1 тыс. тенге), сумма неэффективного планирования активов составила 7 884,6 тыс. тенге, неэффективного использования активов составила 521 085,3 тыс. тенге, а также установлено 32 процедурных нарушения и 44 системных проблем и недостатков.

По итогам заседания Ревизионной комиссией принято постановление, объектам аудита даны соответствующие поручения и рекомендации.