Итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных в рамках субсидирования убытков перевозчиков

27 декабря 2021 года состоялось заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан. На заседании подведены итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных в рамках субсидирования убытков перевозчиков, проведенного в ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан» (далее – Управление) и АО «Автобусный парк №1» (далее – Автопарк №1).

По результатам государственного аудита установлены системные нарушения и недостатки, допускаемые Управлением.

Не соблюдаются требования законодательства при разработке внутренних документов, регулирующих деятельность государственного органа и его структурных подразделений, присутствуют факты не качественной разработки должностных инструкций, отсутствуют отчеты по исполнению плана работ, что свидетельствует о формальном подходе при планировании мероприятий структурных подразделений.

Кроме того, при планировании бюджетных средств не обеспечена полнота и достоверность информации к расчетам, содержащихся в бюджетных заявках, руководитель бюджетной программы определен не в соответствии с приказом Управления о закреплении ответственного лица.

Отмечается коллизия в законодательстве противоречии в части применения технологически различных систем оплаты.

Управлением не соблюдаются требования договоров о субсидировании в части своевременного и полного перечисления сумм субсидий, что приводит к образованию кредиторской задолженности перед автобусными парками. Отрицательным моментом является значительная задолженность перевозчиков по договорам финансового лизинга.

По итогам встречной проверки в Автопарке №1 отмечаются нарушения и недостатки в части необоснованно выплаченной заработной платы, премии сотрудникам, возмещение расходов по страхованию и транспортному налогу автомобиля, предоставленного в аренду, не на должном уровне ведется работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности поставщиков, допускается занижение стоимости аренды автомобиля, не эффективное использование денежных средств,  установлены нарушения кассовой дисциплины, производилась выплата заработной платы в наличной форме через кассу, кроме того допущено искажение финансовой отчётности за 2019-2021 годы.

Автопарк №1 не в состоянии на постоянной основе обеспечить плановое количество автобусов на маршрутах столицы, кроме того Управление производит отзыв подвижного состава Автопарка №1 с пассажирских маршрутов на другие нужды. Автопарком №1 не обеспечивается резерв подвижного состава, предусмотренный в размере 20% на случай поломки автобуса. Кроме того, Автопарк №1 не на должном уровне обеспечивает сохранность подвижного состава.

При предоставлении услуг пассажирских перевозок отмечаются технические недостатки в части систематических сбоев в системе безналичной оплаты проезда по средствам мобильных приложений и обеспечении перевозчиков терминалами CDB-4 для выявления безбилетных пассажиров, что в свою очередь отрицательно влияет на доходы автобусных парков.

Допущены значительные нарушения законодательства о государственных закупках, в части необоснованного заключения договора способом из одного источника путем прямого заключения договора; не обеспечения исполнения договоров, не принятие мер по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, а также не размещения отчетов о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора.

Установлено завышение суммы договоров по аренде стоянки для автобусов, не обеспечение достоверности арендуемых помещений и комплексной уборке служебных автомобилей.

В целом по городу Нур-Султан наблюдается дефицит квалифицированного водительского состава, в связи с чем, автобусные парки не в состоянии полноценно вывести на график подвижной состав и обеспечить доступным транспортом пассажиров столицы.

При введении в столице электронной системы оплаты проезда в автобусных парках сокращен кондукторский состав, вследствие чего произошло резкое увеличение безбилетных пассажиров, что также влияет на их доходы перевозчиков.

В целом по результатам аудита установлены финансовые нарушений на общую сумму 117,8 млн.тенге, из них подлежит возмещению в доход Автопарка №1 – 31,9 млн.тенге (возмещено в ходе аудита – 5,1 млн.тенге), восстановлению – 85,9 млн.тенге  (восстановлено в ходе аудита – 60,5 млн.тенге), неэффективного планирования бюджетных средств - 28 785,5 млн.тенге, неэффективного использования активов государства – 8,3 млн.тенге, суммы возможных потерь и упущенной выгоды - 1 656,8 млн.тенге и 55 нарушений процедурного и 24 системного характера.

В уполномоченные органы для возбуждения административного производства переданы материалы по 5 фактам по нарушению законодательства о государственных закупках и бухгалтерского учета.

По итогам заседания Ревизионной комиссии объектам государственного аудита поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, а также дан ряд других поручений и рекомендаций.