Итоги государственного аудита эффективности реализации отдельных бюджетных программ аппаратами акимов районов города Нур-Султан

Итоги государственного аудита эффективности реализации отдельных бюджетных программ аппаратами акимов районов города Нур-Султан, в том числе в рамках антикризисных мер, направленные на обеспечение экономической стабильности и режима чрезвычайного положения, показали на наличие недостатков и нарушений, допускаемых работниками аппарата акима районов.

1 апреля 2021 года состоялось очередное заседание Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан.

 На заседании подведены итоги государственного аудита эффективности реализации отдельных бюджетных программ аппаратами акимов районов города Нур-Султан, в том числе в рамках антикризисных мер, направленные на обеспечение экономической стабильности и режима чрезвычайного положения, показали на наличие недостатков и нарушений, допускаемых работниками аппарата акима районов.

При отборе инфраструктурных проектов аппаратами акима районов допущены ряд нарушений порядка и условий реализации инфраструктурных проектов по дорожной карты занятости (финансирование, совместно с подрядными организациями не обеспечено соблюдение механизма создания рабочих мест, среднего размера заработной платы участников программы, доли местного содержания в работах и услугах не менее 90%), которые в целом повлияли на достижение цели Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы.

В аппаратах акима районов «Есиль» и «Сарыарка» из-за допущенных нарушений по порядку ценообразования при разработке и утверждении проектно-сметной документации допущены избыточные расходы бюджетных средств, которые привели к возможным экономическим потерям соответственно на 33 901,8 тыс.тенге и 32 168,0 тыс. тенге.

Аппаратом акима района «Байконыр», в связи не принятием своевременных действий по разработке и составлению эскизов (эскизных проектов) при осуществлении строительства малых архитектурных форм и открытых спортивных площадок, тротуаров, реализация инфраструктурных проектов произведено без какой либо документации и без согласования с уполномоченным органов в сфере архитектуры строительства и земельных отношений.  

При увеличении суммы финансирование по проектам не производилась корректировка в договорах по созданию дополнительных рабочих мест, при этом в некоторых договорах обязательства по количеству создаваемых мест указаны лишь в технической спецификации и не прописаны в обязательствах договора.  

Оценка социально-экономической значимости проектов и их результативности показала краткосрочность решения проблемы трудоустройства (менее одного месяца), невозможность предоставления постоянного рабочего места. В результате показатели по трудоустройству достигаются на непродолжительный период, тогда как в соответствии с Дорожной картой занятости приоритет при отборе отдается инфраструктурным проектам, требующим максимально трудоемких технологий, создающим наибольшее количество рабочих мест и обеспечивающим максимальную занятость по продолжительности работы и количеству трудоустроенных безработных.

Более того, в нарушение  Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» не соблюдались права работников в части своевременного перечисления агентами обязательных пенсионных отчислений и отчислений по обязательному социальному медицинскому страхованию. Также, установлены факты по четырем подрядным организациям, вызывающие сомнения в достоверности выплаты денежных средств вновь устроенным безработным гражданам в рамках реализации ДКЗ

Также выявлены ряд нарушений Гражданского кодекса Республики Казахстан, законодательства в сфере архитектурной деятельности, государственных закупок, бюджетного и иного законодательства. Также при проведении работ не соблюдались требования Правил благоустройства и Правил содержания зеленых насаждений.

В связи с чем, аппаратами акима районов при планировании бюджета на 2020 год не обеспечена полнота и достоверность расчетов, содержащимся в бюджетных заявках, в том числе планировались расходы на содержание и обслуживание объектов не числящихся на их балансе (уличные и парковые освещения, содержание опор, улиц, скверов и внутриквартальных территорий района) и как следствие указанные действия привели к не соблюдению принципов обоснованности и эффективности бюджетной системы при планировании 13 353 748,2 тыс.тенге бюджетных средств на 2020 год по бюджетным программам 008, 009, 011.   

Не на должном уровне организован учет и контроль за сохранностью основных средств, отсутствуют акты приема-передачи основных средств на хранение материалов при консервации элементов благоустройства. Кроме того, большая часть активов находится на открытом пространстве без навесов и укрытия, в них отсутствуют инвентарные номера, не ведется журнал учета по наименованиям и инвентарным номерам. При приемке объекта основных средств и инвестиционной недвижимости в инвентарных карточках учета основных средств (форма №ОС-6) отсутствует краткая индивидуальная характеристика объекта, а именно площадь (м кв.), протяженность (м) и другие.

В нарушение норм законодательства в сфере бухгалтерского учета не обеспечено отражение в системе бухгалтерского учета операций и событий по оприходованию основных средств на общую сумму 6 274 663,1 тыс.тенге (аппаратом акима района «Алматы» - 882 486,2 тыс.тенге; аппаратом акима района «Байконыр» -  761 094,5 тыс.тенге;; аппаратом акима райна «Есиль» - 2 359 251,9 тыс.тенге; аппаратом акима района «Сарыарка» - 2 271 830,5 тыс.тенге), что привело к искажению финансовой отчетности.

Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на общую сумму 6 400 632,7 тыс.тенге, из них подлежащие: восстановлению по бухгалтерскому учету и работами – 6 337 948,1 тыс.тенге, (восстановлено в ходе аудита 5 438 416,3 тыс. тенге); возмещению – 62 684,6 тыс.тенге, (возмещенная в ходе аудита в доход бюджета сумма отсутствует), неэффективное планирование бюджетных средств – 13 353 748,2  тыс. тенге, а также выявлено  возможных потерь и упущенной выгоды на сумму 68 097,0  тыс.тенге, 126 процедурных нарушения и 45 системных недостатков в деятельности объектов государственного аудита. 

Для устранения, установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации, которые направлены объектам аудита.