2 марта 2021 года на очередном заседании Ревизионной комиссии по городу Нур-Султан рассмотрены итоги государственного аудита эффективности реализации бюджетных программ в сфере образования в рамках оценки антикризисных мер, направленных на поддержание социально-экономической стабильности

На заседании Ревизионной комиссии подведены итоги государственного аудита эффективности реализации бюджетных программ в сфере образования в рамках оценки антикризисных мер, направленных на поддержание социально-экономической стабильности.

Государственным аудитом охвачено 19 объектов, в том числе 18 подведомственных организаций Управлению образования города Нур-Султан (далее – Управление образования).

Управлением образования, мероприятия, предусмотренные в рамках реализации бюджетных программ, в целом выполнены, несмотря на достижение показателей Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее - ГПРОН 2016-2019 годы) и достижения основных индикаторов развития города Нур-Султан, существует ряд отдельно повторяющихся системных нарушений и недостатков.

Системный характер нарушений законодательства Республики Казахстан, допущенных Управлением образования при планировании бюджетных средств указывает на недостаточный уровень разработки программных документов, низкое качество планирования показателей результативности, что в дальнейшем негативно влияют на достижение цели вышестоящих стратегических программных документов.

В рамках исполнения мероприятий по использованию бюджетных ресурсов при реализации отдельных бюджетных программ Управлением образования допускаются нарушения и недоработки в сфере среднего образования в части неправомерного применения нормы по повышению должностного оклада, предусмотренной для работников бюджетных организаций и казенных предприятий, к руководящему составу и главным бухгалтерам государственных предприятий на праве хозяйственного ведения.

Управлением образования не ведется учет потребности учебников и УМК в разрезе организаций образования, не соблюдаются требования утвержденных правил по обеспечению учебниками и УМК обучающихся и воспитанников организаций образования.

Не соблюдаются принципы бюджетной системы по обоснованности затрат при планировании бюджетных средств, подлежащих выделению на повышение стипендии студентам организаций технического и профессионального образования.

Присутствуют факты нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на размещение образовательного заказа по оказанию услуги дошкольного воспитания и обучения, в частности необоснованно увеличен объем финансирования из республиканского бюджета на расходы по подушевому финансированию за счет включения расходов по материально-техническому оснащению организаций образования, которые финансируются из местного бюджета.

Управлением образования на начало учебного периода 2020-2021 годов не на должном уровне созданы условия для участников образовательного процесса в дистанционном формате в связи с поздними поставками компьютерной техники в организации образования.

При реализации Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы на не качественное планирование бюджетных средств указывают факты значительного уменьшения объемов финансирования инфраструктурных проектов за счет экономии при проведении государственных закупок (экономия на 557 602,0 тыс.тенге), в результате с уменьшением объема финансирования сократились плановые показатели по созданию рабочих мест с 613 до 500 мест или на 18,4% (снижение на 113 мест), несмотря на ввод в реализацию дополнительно 12 инфраструктурных проектов, данный факт создает риск не достижения основной цели программы по обеспечению занятости и недопущение роста уровня безработицы; создание дополнительных рабочих мест и обеспечение доходов населения.

Не соблюдаются требования и условия Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы при реализации инфраструктурных проектов в части: условий отбора инфраструктурных проектов по приоритетности; закупа и приобретения товаров, работ и услуг у отечественных производителей при их наличии в объеме не менее 90% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию инфраструктурного проекта; не соблюдения условий по обеспечению фонда оплаты труда работников в размере 2 минимальных заработных плат, при этом, отобранные инфраструктурные проекты по Дорожной карте занятости обеспечивают временную занятость (от 1 до 6 месяцев) и реализованные проекты не способствуют созданию постоянных рабочих мест.

Кроме того, не определена потребность трудовых ресурсов в разрезе специальностей, в результате чего, в договорах государственных закупок с подрядными организациями отсутствует условие по созданию новых рабочих мест для определенных специальностей, лишь указывается количество рабочих мест.

В целом по итогам аудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 3 667,7 млн.тенге (из них: 2 957,0 млн.тенге - к восстановлению и 710,7 млн.тенге – к возмещению), неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на общую сумму 969,9 млн.тенге, неэффективное планирование бюджетных средств и активов государства на общую сумму 21 958,9 млн.тенге, суммы возможных потерь и упущенной выгоды на сумму 249,1 млн.тенге, а также 184 нарушений процедурного и 99 нарушений системного характера..

По итогам аудиторского мероприятия Ревизионной комиссией возбуждены административные производства в количестве 3 единиц с привлечением должностных лиц к административной ответственности.

В уполномоченные органы переданы 17 материалов аудита для принятия административных мер.

В целях устранения установленных нарушений и недостатков, Ревизионной комиссией выработаны поручения и рекомендации и направлены объектам аудита.